18.11.2004 04:00
Власть

Каспаров "дьяволизирует" власть

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3632)
Читать на сайте RG.RU
Чем больше проблем у Гарри Каспарова на шахматной доске, тем он активнее на политическом поле. Все чаще шахматный король стремится избежать решающего поединка с очередным соперником за шахматным столом под тем или иным предлогом, и все заметнее его желание стать королем русского либерализма, неофициальный титул которого пока принадлежит Платону Еленину (Борису Березовскому).

Для этого он делает резкие ходы на политическом поприще. Он уже председатель "Комитета-2008 - Свободный выбор". И довольно часто выступает на страницах авторитетных западных изданий.

Одно из последних выступлений - едва ли не самое устрашающее. Для Запада.

Бжезинский с Березовским могут немного передохнуть. Параллель, проведенная ветераном американской политологии между нынешней Россией и муссолиньевской Италией, - уже не так впечатляюща. Каспаров пошел дальше. Он намекнул на сходство своей страны с гитлеровской Германией и сталинским режимом. Завтра, мол, в России возможна "хрустальная ночь", послезавтра - массовые репрессии.

Чтобы американцам совсем стало жутко, он грозит им последствиями российской нестабильности: "...В наш век многочисленных глобальных опасностей, стоит вникнуть в анатомию недавних террористических актов в России. Практически в каждом случае они сопровождались взятками правоохранительным органам. Мы не можем позволить себе спрятать голову в песок и надеяться на то, что те, кто защищает ядерные материалы России, не подвержены таким соблазнам".

Шахматист, стало быть, бьет в набат, стараясь достучаться до сердец Буша и сотрудников его администрации. Он утверждает: "Отказываясь от поддержки демократических ценностей в России, администрация Буша серьезно подрывает свой моральный авторитет и делается уязвимой для обвинений в лицемерии в свете того, что она пытается построить демократию на Ближнем Востоке".

Отбиваться от аналогий также трудно, как легко ими швыряться. Господина Каспарова, к примеру, легко сравнить с дореволюционными большевиками, желавшими поражения своей стране и кое-что сделавшими для этого. На памяти также предупреждение Ахмеда Закаева, которое звучит всякий раз после очередной акции чеченских террористов. Оно обращено тоже к западной общественности: мол, подождите, и вы дождетесь, что террористы взорвут какой-нибудь атомный объект на территории РФ.

Мир так устроен, что сегодня все, кто работают "на публику" и становятся публичными политиками, оказываются, хотят они того или нет, в стеклянных домах, которые, во-первых, прозрачны, а во-вторых, уязвимы.

Господин Каспаров, который сегодня так страстно апеллирует к нравственности Буша, в силу которой американский президент должен был бы возвысить голос в защиту российской демократии, слова осуждения не выдавил из себя в адрес Кирсана Илюмжинова, президента Международной шахматной федерации и Калмыкии, в которой авторитаризм с вытекающими из него последствиями для граждан республики явлен во весь рост. А поводов для этого было более, чем достаточно. Но тогда он по каким-то причинам упрямо зарывался головой в песок. Возможно, потому, что и распрямляться ему не было никакого резона - от господина Илюмжинова зависело наполнение гонорарных фондов шахматных матчей и турниров.

Ввиду этих обстоятельств несколько сатирично выглядит его жалоба, адресованная президенту США на тиранию президента РФ, который, в частности, собирается отнять у народа Калмыкии право демократично избрать себе на шею авторитарного руководителя.

Такого рода казусы нам не в новинку. Мы помним, что нынешний король русского либерализма Платон Еленин в пору, когда он был Борисом Березовским и хозяином "Первого канала", звавшегося тогда ОРТ, приветил Александра Невзорова и Сергея Доренко, людей, как известно, особо приверженных демократическим идеалам и не щепетильных в выборе средств в достижении оных.

Но тогда была одна политическая ситуация. Нынче - другая.

Конечно, Березовский с Каспаровым - частные случаи, но весьма характерные в том смысле, что оба являются симптомом обострения гражданской войны в холодной фазе.

В нынешнем противостоянии с одной стороны властной элиты с другой стороны коммунистов и примкнувших к ним либералов (или наоборот) есть, точка, точнее линия, соприкосновения - это представление друг о друге, как о демоне зла. Или: как о его прислужнике. Есть те, кто считает президента пособником США. Иные из тех, кто на стороне президента, видят в деятельности оппозиции пособничество американцам, "пятую колонну".

В результате дьяволизированы и оппозиция и власть. Как между ними в этой ситуации может начаться конструктивный диалог? Только война до победного конца и возможна.

На каком принципе основана работа домашнего холодильника? Разогревается фрионовый газ, который остывая в трубках, подмораживает находящиеся в камере продукты.

"Холодная война" разжигается точно таким же манером: распаляются политики и журналисты, воспламеняются амбиции, и как результат - замораживаются социальные и общественные отношения. Никто друг друга не слышит. Каждая сторона ищет слово-булыжник поувесистее.

...Есть одна историческая коллизия, которую стоит припомнить. Ее подробно описал и убедительно проанализировал культуролог Андрей Зорин в книге "Кормя двуглавого орла".

В преддверии Отечественной войны 1812 года Александр I отправил в ссылку высокопоставленного либерала Сперанского, как предателя. А уж после того, как Наполеон дошагал до Москвы, губернатор столицы Растопчин отдал на растерзание толпы простолюдина Верещагина, опять же, как предателя.

Царь был недоволен негуманностью поступка своего вельможи и отправил его в отставку. Но неизвестно, увидел ли он связь между этими двумя событиями? - замечает Андрей Зорин. Одно жертвоприношение было совершено во имя единения вокруг трона высших слоев общества накануне народной войны, другое - во имя сплочения простонародья уже по ходу ее.

Один из уроков этой истории: если уж миф о враге народа набрал силу, то он с неизбежностью становится пуще действительности.

Гарри Каспаров - ведущий мировой шахматист и председатель российского "Комитета-2008 - Свободный выбор".

Позиция