18.11.2004 07:20
Власть

Президент озадачил военных

В ожидании больших денег минобороны отчиталось перед президентом
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3632)
Читать на сайте RG.RU

В конце каждого года Владимир Путин приезжает в минобороны, чтобы вместе с руководителями всех родов войск подвести итоги. "Работу военного ведомства оцениваю как удовлетворительную", - заявил президент. По реакции собравшихся не удалось определить, довольны или не очень военные президентской оценкой, - во время выступления главы государства в зале стояла исключительная тишина.

И не напрасно. Под выделенные из бюджета немалые средства президент поставил несколько важных и для Вооруженных сил, и для страны в целом задач. Во-первых, к концу 2005 года необходимо полностью перевести состав, структуру и численность войск в соответствие с характером и направленностью существующих и прогнозируемых угроз. В первую очередь, безусловно, имеется в виду терроризм. Министр обороны Сергей Иванов напомнил офицерам, что против России международный терроризм ведет настоящую войну. По оперативным данным минобороны, в настоящее время на территории Чечни орудуют до 200 иностранных наемников. Причем за все время контртеррористической операции в этой республике на стороне бандформирований воевали граждане более 50 государств.

Впрочем, заметил Путин, терроризм не единственная угроза для России. "Мы понимаем - стоит ослабить внимание к таким составляющим нашей обороны, как ядерный, ракетный щит, и у нас появятся другие угрозы", - пояснил президент. Какие именно, он уточнять не стал. Это и понятно. На данный момент Россия поддерживает партнерские отношения со всеми государствами, и портить эти отношения предположениями о возможной угрозе, разумеется, не стоит. И все же Путин напомнил, что в ближайшие годы на вооружении Российской армии появятся новейшие ракетно-ядерные комплексы: "Причем это такие разработки, которых нет и в ближайшее время не будет у других ядерных государств". Очевидно, напоминание это относилось лишь отчасти к тем, кто вчера слушал речь Путина в актовом зале минобороны, поскольку российские офицеры командного состава уж точно хорошо знакомы и с планами Российской армии, и с секретными разработками.

Из года в год Владимир Путин ставит перед Вооруженными силами и другие задачи. Причем на этот раз они действительно вполне выполнимы. Речь идет о переоснащении войск новым вооружением и военной техникой, а также о развитии системы социального обеспечения в армии и реализации программы накопительно-ипотечной системы.

Если с новыми видами оружия все более или менее понятно - выделяемых средств теперь вполне будет достаточно для хоть и медленной, но все же постепенной плановой замены где-то устаревших, а где-то просто полностью выработавших свой ресурс единиц техники, то социалка в армии пока продолжает хромать сразу на обе ноги. И все же прогресс очевиден. Хотя бы потому, что руководство минобороны научилось открыто говорить об имеющихся в армии проблемах.

Сергей Иванов вчера перечислил практически все болевые точки. Вспомнил и про дедовщину, и про некачественное обмундирование. Говорил он и о том, что в армии недопустимо высоким остается уровень преступности. Иванов предлагает вернуться к практике дисциплинарных или административных арестов с содержанием на гауптвахте. Поскольку, считает он, устные замечания и даже "строгие" замечания на российского солдата практически не действуют.

Министр попросил президента поддержать эту идею. Пока же в течение двух лет, несмотря на все усилия руководящего состава Вооруженных сил, законопроект, касающийся гауптвахты, так и не был внесен на рассмотрение Госдумы. Вчера, правда, Владимир Путин эту идею Сергея Иванова публично так и не поддержал.

Впрочем, заострять внимание президента на этом своем предложении министр не стал. Сейчас его больше волнуют экономические проблемы армии и флота. Денег из бюджета в следующем году действительно планируется выделить значительно больше, но это все равно, по словам Иванова, лишь необходимый минимум. Из всего сорокаминутного доклада министра обороны это был единственный тезис, с которым Владимир Путин не согласился. Президент напомнил, что выделяемые миллиарды могли бы пойти на развитие российской экономики или гранты нашим ученым, но "мы поддерживали и будем поддерживать армию".

Под самый конец совещания от Верховного главнокомандующего поступил еще один и, наверное, самый главный на следующий год приказ - срочно повысить свою организованность: "Я понимаю, всем хочется держать в своих руках бюджетные средства, ими распоряжаться и тратить, но тратить их нужно с головой, рационально". В том числе и при помощи единого органа заказов вооружений и военной техники, к созданию которого минобороны вплотную приблизилось.

И все же Сергей Иванов продолжал убеждать президента в необходимости увеличения расходов на оборону. "Я надеюсь, правительство найдет дополнительные средства", - заметил он, добавив, что для начала неплохо было бы перейти к практике проведения подобных встреч не один, а два раза в год для корректировки бюджета минобороны в соответствии с реалиями экономики и роста цен. "Пока же получается "лукавая статистика" - денег все больше, а реальных ресурсов все меньше", - заключил Иванов. Сидевший рядом с президентом премьер-министр Михаил Фрадков при этих словах лишь удивленно поднял брови. Ему прекрасно известно, что с инфляцией одними совещаниями не справиться. Хоть десяток в год проводи.

Армия Госуправление Минобороны Президент