24.11.2004 00:30
Культура

Мариинский театр собрал аншлаги в Москве

22 и 23 ноября в Концертном зале имени П.И.Чайковского в Москве прошли два концерта проекта "Мариинский театр в Московской филармонии"
Текст:  Дмитрий Абаулин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3637)
Читать на сайте RG.RU

Московская филармония с приходом нового руководства возвращает себе потерянные в 90-е годы позиции. В филармонических абонементах вновь появились названия лучших оркестров, имена ведущих солистов и дирижеров. Разнообразнее стал репертуар концертов. Два вечера с Мариинским театром - еще один плюс к репутации филармонии.

Интересно, что для выступления Мариинки был выбран именно Зал имени Чайковского, в котором базируются творческие коллективы филармонии и ее администрация. Эта концертная площадка никогда не пользовалась особой любовью меломанов, поскольку акустика здесь похуже, чем в Большом зале Консерватории. Но и таким пугалом, каким стал для многих новый Дом музыки, Зал Чайковского никогда не был. Здесь регулярно выступали и наши звезды, и именитые гастролеры: во время ремонта Большого зала играл Иегуди Менухин, позже дирижировал Бернард Хайтинк. Здесь состоялись одни из последних московских концертов Святослава Рихтера.

Все недавние проблемы и беды филармонии отразились на зале вдвойне. Под натиском кафе, магазинов и обменников ужался гардероб, с нижнего этажа наверх отступил буфет. Но, главное, публика потихоньку начала забывать сюда дорогу.

Сегодня ситуация вокруг самой престижной концертной площадки Москвы - Большого зала Консерватории - остается достаточно сложной. Филармония - не единственная организация, проводящая там концерты, и порой в лучшем зале города выступают артисты, мягко говоря, несоответствующего уровня. Вот почему менеджмент филармонии предпринимает активные усилия по возвращению уважения к тому залу, в котором он чувствует себя как дома.

В этом отношении Мариинка - беспроигрышный вариант, и в аншлаге никто не сомневался.

Масштабная Вторая симфония Малера дала возможность Гергиеву в очередной раз предъявить Москве принадлежащие ему сокровища: оркестр, способный почти с листа читать сложнейшие симфонические партитуры, выученный хор и двух солисток оперы, Ирму Гиголашвили и Злату Булычеву. Концерт, начало которого вопреки традиции было назначено на девять часов вечера, продемонстрировал солидный профессиональный уровень театра, хотя и не стал музыкальным откровением. Виной тому, скорее всего, стала элементарная усталость артистов, попавших на сцену буквально сразу с дороги.

Но что по-настоящему неприятно поразило, так это резко упавший уровень публики. Быть может, со временем, когда в зале вновь окажутся подготовленные слушатели, пришедшие не на модное имя, а для того, чтобы просто послушать музыку, это пройдет. Пока был полный набор нувориша: аплодисменты между частями и регулярные звонки мобильных телефонов. И если филармонии всерьез удастся вернуть людей в залы, то следующей задачей станет обучение вновь пришедших элементарным основам культуры.

Театр ЦФО