На пороге зимы вновь выясняется, что котельные, тепловые сети по-прежнему не готовы к холодам. Да и может ли быть иначе, если долги коммунальщикам сегодня исчисляются астрономическими 300 миллиардами рублей. В жилищном пакете представлен, по сути, революционный блок законопроектов, призванный раз и навсегда решить проблему вечно текущих труб.
Каким способом? Убыточные ЖЭКи и ДЭЗы ликвидируются, а коммунальное имущество отдается в управление бизнес-структурам. Удастся ли заинтересовать бизнес? Способен ли он поднять ношу, с которой, очевидно, неспособно справиться государство? Чем, наконец, грозит такой расклад жителям, ведь им придется, оплачивая коммунальные услуги по безубыточным тарифам? Рассказывает глава Департамента строительства и ЖКХ минпромэнерго Сергей Круглик - главный отвечающий в правительстве за "коммуналку".
Бизнес на морозе
- В позапрошлую зиму замерзало население четырнадцати регионов. А что будет сейчас?
- Честно говоря, нам крупно повезло, прошлая зима была относительно теплой, настоящих морозов не было. Нынешний сезон ожидается морозным. А это значит - аварии будут. Есть еще некоторые ресурсы у "большой" энергетики. Понимаете, это как цепочка. Коммунальный сектор, который десятилетие выполнял социальные обязательства, по сути, "сдох".
Теперь эти обязательства вынужден выполнять другой уровень. Так постепенно страна и приходит к банкротству.
- В том числе в Ульяновске?
- Вопрос, конечно, интересный. Только я не понимаю, почему вы мне этот вопрос задаете. В Ульяновске сегодня, если память мне не изменяет, 22 человека соревнуются друг с другом, кому стать мэром. Вот их то и надо спросить. Они должны ответить населению, каким образом предполагается решить вопрос с задолженностью. Ведь только долги за электроэнергию здесь исчисляются четырьмя миллиардами рублей. И они не уменьшаются. Потому вряд ли в городе в эту зиму будет тепло. Скорее всего, отапливаться дома будут по минимуму.
Ульяновску сегодня, как никому другому, нужно выстраивать свои действия по модернизации, реформированию своей коммунальной отрасли, отслеживать тарифную политику.
Впрочем, сейчас принимаются меры для того, чтобы все эти услуги рассматривались как перспективные, причем с позиций бизнеса. Это обсуждалось на недавнем заседании правительства, а точнее - подготовленный департаментом пакет документов, в числе которых законопроекты по тарифному регулированию, инвестиционному соглашению, о финансовом оздоровлении коммунальных предприятий и обороте имущества.
- Вы всерьез полагаете, что бизнесменов заинтересует коммунальный рынок?
- Встречный вопрос: почему сегодня их не тянет в этот сектор? Льготы не оплачиваются, а если оплачиваются, то четверть обязательно недоплачивается. Субсидии тоже процентов на 15 "провисают". В лучшем случае возмещают их через полгода. За это время можно разориться десять раз: ведь налоги надо платить, зарплату людям отдать. С тарифами - беда: они ниже себестоимости. Потом, общественные туалеты местный водоканал обслуживает в качестве бесплатной "нагрузки". Бесплатно отапливаются детские сады, школы. Разве это нормально? Если в коммунальном секторе треть услуг не оплачивается, то трудно предположить, что в нем можно делать бизнес. Поэтому до тех пор, пока мы не сделаем отрасль привлекательной для нормального производства, действительно ничего не получится. Не придут инвестиции, не станут доступными услуги.
Революция бачков и унитазов
- Понятно, что властям выгодно сбросить вечно замерзающую коммуналку на плечи населения и предпринимателей...
- Не может быть благополучной отрасль, которая тесно "завязана" на бюджетных деньгах: они - то есть, то их нет. Поэтому в законопроекте об обороте имущества мы и ликвидируем такое понятие, как хозяйственное ведение, которое сегодня оговаривается Гражданским кодексом. Это понятие законодательно спровоцировало появление монополистов на рынке коммунальных услуг. Муниципальным и государственным унитарным предприятиям передано практически все коммунальное имущество. Понятно, что никто другой прийти сюда не может. Теперь, мы говорим, что этот институт будет ликвидироваться. Все имущество возвращается в муниципалитет и выставляется на конкурс. Выигравшие его компании в соответствии с законом об инвестиционных соглашениях и станут управлять этим имуществом.
- А если я, к примеру, живу в приватизированной квартире, но в муниципальном доме.
- Если жилье ваше, то вы либо доверяете представлять ваши интересы муниципалитету, либо объединяетесь с остальными жильцами дома в товарищество собственников жилья. Затем вырабатываете свои требования к обслуживающей организации и выставляете их на конкурс. Такой механизм уже практикуется. Однако в столице, например, он "работает" неправильно. Вам навязывает условия застройщик. Новая редакция Жилищного кодекса меняет ситуацию. Теперь собственник, а не власть или застройщик будет диктовать условия.
- Что из коммунального имущества будет отдано в концессию, а что продано?
- В секторе водоснабжения ничего не будет продаваться. Если говорить о твердых отходах, там за муниципалитетами останутся полигоны. В системе энерготеплоснабжения - сетевое хозяйство. Правда, во многих муниципалитетах энергохозяйство уже приватизировано, однако деприватизации не будет. При этом все, что остается в собственности, муниципалитетом будет отдано в концессию согласно законопроекту об инвестиционных соглашениях, то есть в управление конкретной бизнес-структуре. Она, в свою очередь, обязуется поддерживать имущество, эксплуатировать в соответствии с техническими параметрами, производить услуги по санитарным нормам. А по завершении срока управления - передает имущество муниципалитету с оговоренными заранее техническими параметрами и процентом износа. В каждом конкретном случае срок концессионного управления будет определяться заключающими договор сторонами. В законопроекте предлагаются лишь варианты концессии. Один из них, кстати, уже реализуется в Москве. Немецкая компания взялась построить очистное сооружение с перспективой: строю, владею, передаю. Построил, возвращает вложенные деньги за 10-15 лет, получает прибыль. А после этого, с износом процентов 30, передает муниципалитету. Это один из вариантов. В основном же будет реализовываться вариант: беру, реконструирую, произвожу, возвращаю свои деньги и отдаю муниципалитету. И выхода другого нет. Чем дольше оттягиваем эту процедуру, тем дороже будут коммунальные счета.
Поднять коммуналку может только массовый бизнес. Скажем, сильно потрепанное городское канализационное хозяйство отдается в управление некой фирме на 25 лет. Выяснилось, что надо лет 12 платить повышенный тариф. Это не так смертельно. Это будет не 60 рублей, как сейчас, это может быть 120 рублей. Но завтра это будет 180, послезавтра 360 и может наступить период, когда мы не сможем платить. Поэтому каждому муниципальному образованию, предстоит оценить свои возможности точно так же, как это делается в обычном товариществе собственников жилья. Если вы, к примеру, оценили, что капитальный ремонт дома "тянет" на 10 миллионов рублей, а денег таких нет, вы скажете: "Ребята, давайте мы вначале поменяем систему теплоснабжения. Для этого надо 2 тысячи долларов. Мы сейчас не можем, у нас в доме много малообеспеченных граждан. Поэтому возьмем заем в банке, гарантируя, что в течение года деньги вернем, включая проценты". Таким образом, вы выигрываете: не сразу "скидываетесь" на ремонт по сто долларов "с носа", а по 10-12 долларов, которые платите ежемесячно. И для банков такие кредиты выгодны.
- В чем же тогда будет выражаться госпомощь?
- Когда правительство берет кредиты под свою гарантию у мирового сообщества, это помощь или нет? У нас сегодня действуют уже два проекта от Мирового банка по модернизации систем водоснабжения и теплоснабжения на общую сумму 200 миллионов долларов. Еще 200 миллионов будут потрачены в следующем году на реформирование системы коммунального управления. Это ведь поддержка государства. Кроме того, государство выплачивает субсидии. Если в прошлом году отрасль предоставила услуги на 700 миллиардов рублей, там процентов 10 федеральных денег.
Жилищные льготы в отдельном конверте
- С выходом в свет пакета жилищных законопроектов завершается формирование законодательной базы коммунальной реформы?
- Да. У регионов останется один год для "передышки". За это время они должны будут отладить механизм по выплате субсидий и оплате льгот. Уже сегодня Федерация все свои деньги, которые она должна гражданам в форме льгот, перечисляет в субъекты, те муниципалитетам, а они - субъектам рынка. Так вот, начиная с 2006 года эти льготы станут перечисляться на адресные лицевые счета граждан. Сюда же "стекутся" субсидии - компенсации малоимущим. Их станет оплачивать региональная казна.
Проект постановления правительства о порядке перевода льгот и субсидий в денежном выражении на адресные лицевые счета уже разослан в заинтересованные ведомства для согласования. Этот документ регламентирует перевод льгот с 31 декабря 2005 года на адресные лицевые счета. Кстати, часть регионов: Чувашия, Пермская, Тюменская области - всего их около 12, уже перешли на денежную компенсацию льгот, передав функции предоставления субсидий из жилищных органов в органы социальной защиты.
- А казна сможет выплачивать субсидии, если в регионе, скажем, половина населения живет за чертой бедности?
- Действительно, у нас есть города, где до 20-25 процентов населения получают субсидии. Для местной власти это повод задуматься. Наш анализ и расчеты показали, что там, где четверть населения получает субсидии, стоимость коммунальных услуг даже близко не "лежит" с их себестоимостью. Парадоксально, но факт: чем меньше население идет за субсидиями, тем лучше сбалансированы тарифы.
- А почему жилищные льготы "конвертируются" в деньги отдельным документом, а не законом о компенсации льгот?
- Деньги должны поступать на счета до наступления срока выплат. Человеку, скажем, положено до 10 числа каждого месяца заплатить за коммунальные услуги. До этого срока деньги уже должны лежать на счету. Не дай бог, деньги на льготы и субсидии "потеряются"...
Уровень платежей граждан в тех регионах, где уже перешли на адресные лицевые счета, вырос с 50-60 почти до 100 процентов. Таким образом мы затыкаем последнюю дырочку, из-за которой формировались убытки в отрасли. Деньгами управляет конкретный житель, а не мэр, который, чего греха таить, может "пустить" их совсем на другие цели.
Круговая поруха
- А что может помешать тем же бизнесменам взять, да и взвинтить цены на свои услуги?
- Не позволит один из законопроектов пакета документов - о формировании тарифов, который предусматривает, что стоимость электроэнергии и тепла будет регулироваться на региональном уровне. Кстати, первоначально планировалось передать это право муниципалитетам. Правительство ожидает, что в 2006 году с реформой местных органов власти (когда местные администрации станут формироваться исходя из принципов единства территории, пешей доступности до центра) количество муниципалитетов вырастет в три раза - до 33 тысяч административных образований.
Может получиться так, что у жителей двух соседних городков, одинаковых по уровню развития, платеж за то же тепло будет на порядок отличаться. И только потому, что глава одной из администраций "забыл" оплатить тепло муниципальных школ. Поэтому право формировать тарифы на тепло и электроэнергию отдали на уровень выше - в региональные энергетические комиссии (РЭК). За муниципалитетами оставили право определять стоимость воды и вывоза бытовых отходов. Эти деньги пойдут на развитие водоочистных сооружений, комбинатов по переработке мусора.
- А предусматривают законопроекты участие обычного человека в формировании коммунальных тарифов?
- Если это касается тарифов, которые формирует муниципалитет, - да. Они будут доводиться до населения с обязательным публичным обсуждением. Любой потребитель получит возможность с ними ознакомиться и опротестовать.
- Но всем известно, что РЭКи, по сути, под губернаторами. Как те захотят, такие тарифы и "нарисуют"...
- Если будут назначаемые губернаторы, картина изменится. Что происходило в эти годы? Мы сдерживали тарифы как бы в интересах населения. А потом эти самые "интересы населения" выражаются сегодня в 12 градусах отопления, в отсутствие воды и лифтов. Кстати, вы знаете, что сегодня 30 процентов лифтов "стоит"? В том же Ульяновске людей спрашиваем: "Вы согласны платить больше?" Говорят: "Да, если изменится ситуация". Но в том-то и дело, что ситуация не изменится. Нужны вложения в отрасль в десять раз больше, чем в состоянии платить люди. Недальновидность политики, которую проводили главы многих регионов, сегодня приводит к необходимости срочных мер по спасению замерзающих. С другой стороны, другие, более благополучные регионы, возмущаются: "Центр помогает тем, кто ничего не делает!" Так вот, такая поддержка прекращается.
- Тем не менее в октябре минфин для подготовки коммуналки к зиме перечислил около четырех миллиардов рублей 40 регионам.
- В последний раз. И отдали эти деньги тем, кому по межбюджетным отношениям должны были. С точки зрения господдержки - это правильно. С точки зрения жилищно-коммунального хозяйства - неправильно. На мой взгляд, надо помогать совершенно по другим принципам. К примеру, ввести в этих регионах финансового управляющего: деньги-то от центра. В этих регионах стоимость услуг годами не поднималась. Я не помню на Камчатке руководителя, который занимался бы тарифной политикой. В Читинской области три года всем миром чинили котельные и штопали трубы, федеральная казна целенаправленно направляла сюда деньги. И вот результат. В регионе появились новые критические города и поселки.
- Значит ли все это, что стоимость коммунальных услуг резко повысится?
- Там, где власти не принимали никаких решений по снижению себестоимости услуг, а таких предостаточно, коммунальные услуги могут вырасти и на 30, и на 40 процентов. У нас во многих муниципальных образованиях устанавливаются тарифы ниже себестоимости. А надо выводить их на полную окупаемость. Если город не хочет перекладывать стоимость услуг на плечи населения, он должен компенсировать их. Кстати, это правило выступило одним из главных тормозов коммунальной реформы. Если мы сегодня на федеральном уровне говорим о необходимости стопроцентной оплаты коммунальных услуг, в регионах устанавливают их на уровне 82,5 процента, в муниципальных образованиях - 76,5. На деле же коммунальные услуги сегодня оплачиваются на уровне 56-57 процентов от их реальной стоимости. Продекларировать все горазды, а потом все "забывают" о своих обязательствах. Проще цыкнуть на директора муниципального предприятия: "Иди работай!" И он работает себе в убыток. Теперь эта "кухня" заканчивается. Муниципальные проблемы выросли в макроэкономические: миллиардные долги как круговая порука. Там за электроэнергию не выплачено, здесь - за газ. В самой коммунальной отрасли более 4 миллиардов невыплаченной заработной платы. Это же ненормально, не может быть рынка при такой ситуации.
Между тем
Сегодня доля частных предприятий в жилищно-коммунальной отрасли оценивается в 17,3 процента: в теплоснабжении - 12, в электроснабжении -7, на рынке жилья - 46, в водоканализации - 3 процента.
По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ.