25.11.2004 00:00
Общество

Валерий Белянин: мы копировали лучше

Текст:  Александр Карлюкевич (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (192)
Читать на сайте RG.RU

- В 2000 году "Самоцветы" получили национальную музыкальную премию "Овация", следом - другие награды. Почти к 30-летию... Не слишком ли поздно?

- Во-первых, не следует забывать, что сегодня работает два "самоцветовских" коллектива. Один - наш, с Юрием Маликовым во главе. Другим руководит Дмитрий Маликов. И награды получаем не только мы. Но я не об этом... Если нас замечают - значит, коллектив востребован. Награды - следствие того, что на концерты ходит публика, нас помнят и знают. "Самоцветы" ведь и раньше вниманием обделены не были. А если кому-то кажется, что нынешние награды престижнее вчерашних, то пусть так и будет. Вообще к премиям и орденам я отношусь так, что, мол, лучше поздно, чем никогда. Мне кажется, молодежь очень адекватно реагирует на наши старые вещи. Да и потом мы сами на сцене забываем, что вроде бы уже и старики. Работаем, как и раньше, на всю катушку.

- Возвращение всегда непростой процесс. Дважды входить в одну и ту же реку... Насколько тяжело было "Самоцветам" начинать во второй раз?

- Возвращаются, когда ощущают востребованность. В 1995 году был очередной юбилей. Маликов собрал на телевидении ребят из разных составов. Приехали даже из Америки. Оказалось, уйма народу прокрутилась через "Самоцветы". После выступления передачи пошли как круги по воде. Резонанс получился серьезный. Стали сравнивать материал старый и новый. Попробовали на публике то, что казалось уже забытым. Выяснилось, что все это не потеряло своего значения, имеет притягательность. И вот скоро уже 10 лет как работаем на новой волне.

- Белорусский композитор Эдуард Ханок создал теорию волны, и все музыкальные явления поставил в зависимость от "приливов-отливов"...

- Хорошо знаю Эдуарда Семеновича и не единожды приглашал его в свои передачи, когда работал музыкальным редактором на радио. Кстати, "Самоцветы" в какой-то мере начинались с песни Ханка "Верба".

- Она и сейчас в вашем репертуаре...

- Да, "Вербу" на каждом концерте исполняем. Хорошая песня о дружбе славянских народов.

- Сейчас вы продолжаете работать на радио?

- Уже два года как забросил это дело. Просто не хватает времени. И гастрольная деятельность, и работа над песнями - все это составляет главное содержание сегодняшней моей жизни. Хотя песни скорее как озарение, они не требуют долгого потения за столом, у фортепьяно.

- Вы часто сравниваете "самоцветовскую" публику 70-х и 90-х годов с нынешней? Чем отличаются зрители, которые еще только открывали для себя ваш ансамбль, и сегодняшние слушатели?

- На "Самоцветы" приходит наш старый слушатель. Мы давно знакомы. Люди остались такими же молодыми, готовыми хотя бы в зале, на стадионе следом за песней лететь, ехать за тридевять земель, искать приключения, познавать бескрайние просторы России, открывать тайгу и тундру. Да, внешне они изменились. Но и мы внешне не те, что были тридцать лет назад. Но тепло, раскованная атмосфера, присутствующие на концертах, создают особую романтическую ауру, ради которой хочется петь и жить.

- А молодежь на ваши концерты приходит?

- Могу напомнить расхожую фразу о том, что у каждого поколения свои песни. Но перед глазами стоит и другое. Мы выступали в коллективном концерте в Москве на Поклонной горе 9 мая, в праздник Победы. Нас пригласили вместе с сегодняшними молодежными кумирами. Концерт - на улице. Аудитория - тысяч 50, не меньше. Что же петь? Надо такую песню исполнить, чтобы и молодежь поддержала, но и атмосферу праздника, свое лицо тоже хочется сохранить. Решили исполнить "У деревни Крюково". Реакция оказалась совсем неожиданной. Молодежь замолчала. Мы лиц практически не видели, но по царившей атмосфере было понятно, что парнями и девушками овладела душевная, светлая и тихая грусть. А потом вдруг - было уже темно - тысячи людей зажгли свечи. В темноте неожиданно появилось море огней. И я был просто потрясен. Значит, и нынешнее поколение молодых не потеряло душевности, и им, 15 - 17-летним небезразличен 1941 год, деревня Крюково, война, судьбы погибших солдат...

- Теперь вот на эстраде все больше "фабриканты", "джага-джага"...

- Понимаю, что вы хотите сказать... Но, во-первых, творческую молодежь нельзя стричь под одну гребенку. А во-вторых, конечно же, разница в том, с чего начинали вчера и начинают сегодня свой путь на эстраду - как между днем и ночью. Не секрет, что на сцену чаще всего попадают дети состоятельных родителей, которые кошелька своего не жалеют, чтобы "зажечь" новую "звездочку"...

- Выходит, будущее эстрады незавидное?

- Я не хотел бы быть таким категоричным. Есть яркие искорки - одна-две на 100 начинающих. Так, впрочем, всегда и было. Пробуют, начинают всегда больше, чем затем серьезно заявляют о себе. Но прежде и механизм был другим. Руководитель ансамбля сам ходил, где только можно, - от музучилища до подвала - и выискивал талантливых ребят. К тому же, как правило, среди тех, кто уже и сам кое-что умел. Тогда "искорки" умели читать с листа, знали фортепьяно, сольфеджио. А нынешние "звездочки"?.. Не уверен, что все они владеют нотной грамотой. Я уже не говорю о текстах песен. Впрочем, и мы когда-то, в 60 - 70-е пели по подворотням то, что не нравилось нашим бабушкам. Вопрос, вероятно, в другом. Открывая новые ритмы, открывая английские, французские песни, содержание которых поначалу нам не было понятно, мы стремились к познанию, а не только механически копировали чужое. Кстати, копировали лучшее.

- Чего, по-вашему, не должно быть на сцене?

- Интриг бы поменьше, зависти и злости. Это одинаково важно и в жизни, и на эстраде.

Образ жизни Музыка