Напомним, что саммит переносили с 11 ноября на 25-е вроде бы по чисто технической причине - утверждение нового состава Еврокомиссии. По крайней мере временный поверенный в делах Нидерландов в России Геро де Бур вчера подтвердил, что иных причин для переноса мероприятия не было (Нидерланды сейчас председательствуют в ЕС). Но российская сторона осторожно намекает: причина в том, что по ряду вопросов между нашими странами наблюдаются острые разногласия. Более того, выясняется, что за две недели острота отнюдь не спала, и российские представители высказываются относительно результативности сегодняшнего мероприятия с разными оттенками пессимизма. Крайне показательно, что на саммите не будет ни министра экономического развития и торговли Германа Грефа, ни главного российского переговорщика по экономическим вопросам Максима Медведкова. "Грефа точно не будет, он только что прилетел из Южной Америки, - сообщил корреспонденту "РГ" источник в министерстве, - а Медведков лишь 25-го возвращается из Мексики". Что намерены обсудить? Россия вновь хочет поднять проблему калининградского транзита. ЕС же вознамерился обсудить с нами ситуацию на Украине. Формально главной темой должна стать так называемая концепция "четырех пространств" сотрудничества, для реализации которой стороны должны принять планы работы, именуемые "дорожными картами".
Концепция "четырех пространств" (экономики, безопасности, культуры и правосудия) явилась миру на благостном саммите Россия - ЕС в Петербурге в 2003 году. Хотя сначала предполагалось обсуждать каждое "пространство" по отдельности, вчера европейский комиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС настаивает на заключении единого пакета по всем четырем "пространствам". Это значит, что экономика оказывается увязанной с безопасностью, которая в понимании "евробюрократов" означает "соблюдение прав человека в Чечне". В итоге вчера европейская сторона сигнализировала, что у них по этим "четырем пространствам" все готово (Геро де Бур), а россияне выражали сомнения, что на сегодняшнем саммите удастся принять пресловутые "дорожные карты" (заместитель министра иностранных дел России Владимир Чижов).
Нас же пуще всех карт волнует калининградский транзит. Несмотря на то что с ним якобы все в порядке, жизнь калининградцев становится все неудобнее. Так, с 15 ноября в этом городе стали продавать железнодорожные билеты на Большую землю только тем, у кого есть загранпаспорт, причем на каждого пассажира кассир делает запрос в Литву. Та через сутки оповещает, дает ли она добро на транзитный проезд именно этого пассажира. Если отказывает, а пассажир об этом не знает и садится в поезд, его вынимает из вагона наряд полиции. Это и есть "реализация договоренностей", о которых с такой помпой оповещали еэсовские чиновники, да и некоторые наши политики. Неудивительно, что официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко объявил вчера, что Россия намерена добиться от ЕС на саммите "срочного решения" этой проблемы, как и проблемы перевозки грузов: российский регион уже сполна испытал на себе резкое повышение цен, связанное с "поборами" на литовской границе. Однако посол Нидерландов в России Тиддо Питер Хофстее заявил в интервью "РГ", что проблема вряд ли будет решена: есть, сказал он, "слишком много технических моментов", которые надо "проработать".
Может быть, немногими исключениями из тусклого фона станут два вопроса: единый ветеринарный сертификат на ввоз в Россию европейского мяса и увеличение квоты на ввоз в ЕС российской стали. По мясному вопросу, похоже, ситуацию решили взять в свои руки ирландцы, которые больше других страдают от того, что стороны никак не договорятся, как это самое мясо в Россию возить. Во всяком случае, ирландец Ноэл Трейси вчера высказался в том духе, что с 1 января сертификат заработает. Он также показал свой конструктивный настрой, признав, что еще есть проблемы с мясными подделками, и с транзитом мяса в Россию. Прежде в ЕС говорили, что Россия просто "придирается" к поставщикам свинины и говядины. Что же касается увеличения квот на ввоз в ЕС российской стали на 7,5 процента, то вопрос, кажется, практически решен, и соглашение об этом будет подписано на саммите в Гааге. Российские стальные лоббисты в очередной раз показали, что лучше других умеют настаивать на своих интересах. Если бы в Калининградской области у них были бы какие-то интересы, думаю, Прибалтика давно бы раскаялась в нарушении прав человека, а калининградцы не трепетали бы в вагонах в ожидании человека с дубинкой.