26.11.2004 01:30
Общество

Минздрав ничего не одобрял

Реклама лекарств лукавит с потребителем
Текст:  Екатерина Надрова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3639)
Читать на сайте RG.RU

Все мы знаем, что сомнительных препаратов в аптеках сейчас предостаточно. По данным Минздрава РФ за 2003 год, около семи процентов продающихся лекарств - фальшивые, и как бы ни боролись с этим явлением соответствующие службы, число фальшивок все-таки растет.

Но как не поверить производителю, если на коробочке с препаратом написано "Одобрено Минздравом". Казалось бы, если так, то и бояться нечего, можно смело покупать эти разноцветные баночки с названиями: "Янтавит" - энергия солнца, "Чистовит вэл" - для самоочищения организма, "Капилар" - источник биофлавонов, "Спирулина вэл"... Все это постоянно в свободной продаже, и везде надпись об одобрении снадобья нашим самым авторитетным медицинским учреждением. И часто скромная надпись "Одобрено Минздравом" на упаковке играет решающую роль при покупке.

Только вот интересно, что же нужно сделать производителю, чтобы само министерство так недвусмысленно рекомендовало гражданам поправлять здоровье с помощью этих препаратов. И почему такой надписи нет на других давно известных и проверенных временем лекарствах. Может быть, не всех удостаивают такой чести?

Как известно, все лекарственные препараты, перед тем как попасть на прилавки, проходят процедуру проверки. "Производители обязаны зарегистрировать и получить сертификат на каждое наименование продукции", - сообщил "РГ" пресс-секретарь Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Сергей Осипов. А вот использовать надписи об "одобрении" на упаковках лекарств и в рекламе запрещено законом. Минздрав в данном случае уполномочен только засвидетельствовать безвредность того или иного препарата. После прохождения сертификации препарату присваивают регистрационный номер, который должен присутствовать на каждой лекарственной упаковке. Ни о каком одобрении выдающихся лечебных свойств и высокой эффективности препарата при этом речь не идет.

Чаще всего уверения, что все одобрено минздравом, мелькают на упаковках наводнивших Россию с середины 90-х биологически активных добавок. И хотя реклама приписывает им чудодейственные целебные свойства, лекарством они при этом не считаются. Сметливые маркетологи так и пишут в своих рекламных листовках: "Не является лекарством" или "Здоровье без лекарств". А раз это не лекарство, то и ответственности за рекламный треп никакой.

Прародителем этих средств в России стал знаменитый "Гербалайф". Это только потом, через несколько лет, выяснилось, что не все компоненты "натурального, природного средства" безвредны. В результате продажи резко упали, но на смену некогда популярному снадобью пришли другие. Известны случаи, когда добавки приводили к заболеваниям мочевыводящих путей, обещая избавить от импотенции.

Но обо всех этих страхах как-то забываешь, видя, что минздрав "дал добро". Как пояснил сотрудник Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Алексей Слепченко, если на упаковке биологически активной добавки присутствует "одобрение Минздрава", то велика вероятность, что перед вами фальсификат. Производители, имеющие хорошую репутацию, в обязательном порядке согласовывают свои этикетки с Управлением государственной регистрации и лицензирования и прекрасно знают, что надпись подобного рода неправомочна. Они допускаются только в случае, если препарат рекомендован в рамках целевой программы по оздоровлению населения (например, в целевую программу входит йодированная соль) или же рекомендован для детского питания. Во всех других ситуациях это прямое нарушение закона.

Федеральные службы готовы сотрудничать с населением и выявлять нарушителей. А пока: граждане, заходя в аптеку, будьте бдительны!

Здоровье Минздрав