На днях Экспертный институт РСПП подвел итоги исследования, в котором попытался разобраться с этой хитрой материей. Были опрошены руководители предприятий, предприниматели без образования юридического лица, а также большое количество простых жителей.
Экспертный институт провел с 4 по 15 октября 2004 года опрос 288 руководителей предприятий в 32 субъектах РФ, которые представляли 4 процента занятых в реальном секторе экономики. Кроме того, были использованы опросы ВЦИОМ, проведенные в феврале - мае этого года: обработаны ответы 1600 человек в 100 населенных пунктах России. Для полноты картины авторы исследования использовали аналитические материалы по оценке условий работы малого и среднего бизнеса. В них отражены мнения 247 предпринимателей из 34 регионов.
Как же склонны воспринимать свою социальную миссию руководители бизнеса всех форм собственности? Оказалось, что менеджеры предприятий считают, что в современной России бизнес должен нести такую социальную нагрузку:
- создание рабочих мест и безопасных условий работы - 80,6 процента;
- повышение квалификации работников - 54,2 процента;
- участие в обеспечении отдыха и лечения работников - 53,8 процента
- спонсорство и благотворительность - 36,1 процента;
- участие в соцпрограммах территории - 34,7 процента.
(Респонденты могли выбрать несколько ответов, потому сумма и превышает 100 процентов.)
При этом 8,3 процента опрошенных настроены радикально - "Бизнес не должен нести социальной нагрузки, его дело развивать производство и платить налоги".
Люди, которым не посчастливилось стать топ-менеджерами, настроены иначе. Из 28 предложенных позиций большинство в качестве главных социальных обязательств бизнеса выбрали:
- производство качественных товаров по разумным ценам;
- защита здоровья и обеспечение безопасности работников;
- защита окружающей среды;
- обеспечение гарантий занятости;
- справедливое отношение к работникам.
При этом такие аспекты, как благотворительность, поддержка культуры и искусства, адресная социальная помощь работникам, оказавшимся в трудной ситуации, - оказались в третьем десятке приоритетов. "Налицо существенное рассогласование представлений бизнеса о "социальном пакете" с потребностями населения. Оно оказалось более европеизированным, чем это представляют менеджеры", - комментируют этот момент авторы исследования. Они делают предположение, что участие предприятий в социальных программах (а топ-менеджеры дали им высокий балл в своих ответах) могло оказаться вынужденным. Граждане же склонны делать акцент на обеспечении занятости и достойной зарплаты.
Впрочем, жизнь, как правило, богаче схем. Руководитель проекта, исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин, отвечая на вопросы "РГ", привел два примера из жизни предприятий. На первом средняя зарплата была 12 тысяч рублей, но соцпакет практически отсутствовал. На втором зарплата в три раза ниже, но - бесплатный отдых и медицина, бесплатные путевки и места в детсадах и летних лагерях отдыха, возможность получить, а не купить, квартиру. Но распределение этих благ зависит от стажа работы, проблем в семье (чем их больше - тем больше шансов на помощь предприятия). На первом предприятии все зависит только от профессионализма и работоспособности. "Так вот, на втором предприятии, где господствует общинная психология, люди чувствуют себя гораздо спокойнее, - оценил ситуацию Андрей Нещадин. - А все потому, что ожидания патроната со стороны власти или, в данном случае, руководства предприятия, до сих пор очень сильны". Но оба предприятия процветают, их прибыли быстро растут, они прекрасно вписались в рынок. А если оценить в рублях соцблага на втором предприятии и приплюсовать эти деньги к зарплате, то и доходы работников получаются одинаковыми. Есть и примеры, когда предприятия тащат на себе всю социалку города или поселка. И все довольны. По оценке Андрея Нещадина, можно уже говорить о новой тенденции. Если раньше предприятия сбрасывали с себя социалку, то сейчас спешат возвратить и санатории, и поликлиники, и подсобные хозяйства. Спешат многие - потому что поняли, что это не тормозит экономический рост. Учитывая ту самую жажду опеки, даже наоборот. Не случайно экономическую ситуацию как стабильную оценили 25 процентов бизнесменов, а вот социальную - только 12 процентов.
Вот и ищет бизнес, как бы сгладить возможный социальный протест. А там, где люди "европеизировались", в ходу остаются народившиеся в начале 90-х годов подходы "Мы вам даем зарплату, остальное - ваша забота".