Камнем преткновения стали два пункта резолюции - требование Ирана сохранить в рабочем состоянии "для научных нужд" двадцать газовых центрифуг по обогащению урана и предложенная "европейской тройкой" процедура действий в случае нарушения Тегераном ноябрьского предотвращения соглашения, заключенного две недели назад в Париже. Этим документом предусматривался добровольный отказ Ирана от программы обогащения урана. Однако даже не упоминались те самые центрифуги.
Но именно из-за них и разгорелся весь сыр-бор. Тегеран то включал, то исключал вопрос о центрифугах из повестки дня заседания Совета управляющих МАГАТЭ. Страсти, конечно, накалялись добела. "Мы не станем беспокоиться, - заявил пресс-секретарь МИДа Ирана Хамид Реза Асефи, - если иранский вопрос будет вынесен на обсуждение СБ ООН (к слову, такого исхода очень жаждут США), поскольку это не конец света. В то же время мы хотели бы, чтобы все проблемы были решены в рамках МАГАТЭ. Европейцы знают, что если этого не произойдет, то не только агентство потеряет доверие, но и возможности европейцев будут поставлены под сомнение.
Председатель иранского парламента Голямали Хаддад Адель выразил удивление и разочарование тем фактом, что ядерное досье Южной Кореи с подачи США было закрыто, а в проекте резолюции по Ирану обсуждается каждое слово. По его словам, позиция парламента была и остается неизменной: он настаивает на законном праве Ирана развивать атомную энергетику в мирных целях.
Вчера многое прояснилось. "Проект резолюции МАГАТЭ, заявил официальный представитель иранской делегации на переговорах в Вене Хосейн Мусавиян, открывает новую эру сотрудничества ИРИ с Европейским союзом". Он назвал этот документ самым положительным со времени начала переговоров Ирана с МАГАТЭ. Главная разница между данным проектом и предыдущими состоит в том, что досье по иранской ядерной программе снимается теперь с рассмотрения Совета управляющих МАГАТЭ. В новом проекте точка зрения Ирана на проблему, связанную с его ядерной программой, учтена в гораздо большей степени, чем ранее.
По данным из осведомленных источников, проект резолюции основывается на том, что Иран соглашается полностью приостановить свои программы по обогащению урана. В свою очередь МАГАТЭ не будет передавать иранское досье на рассмотрение Совета Безопасности ООН, что могло грозить стране серьезными международными санкциями.
В проекте констатируется, что Иран не пытался создать ядерное оружие под прикрытием энергетической ядерной программы.
Коснувшись вопроса о 20 центрифугах, вызвавшего многочисленные споры, иранский представитель сообщил, что достигнута договоренность, что это оборудование не будет опечатываться МАГАТЭ, а будет лишь подвергаться периодическому контролю инспекторов организации.
Россия продолжит сотрудничество с Ираном в мирной ядерной энергетике. Об этом заявил вчера министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он отметил, что Москва много сделала для достижения договоренностей между МАГАТЭ и Тегераном по поводу иранской ядерной программы. В частности, достижению договоренностей предшествовали различные российско-иранские контакты. Найденный выход, полагает министр, вселяет уверенность, что режим нераспространения ядерного оружия не будет нарушаться.