Схема на первый взгляд очень проста - президент представляет законодательному собранию региона своего кандидата в губернаторы. Законодательное собрание должно принять решение - согласно ли оно, чтобы предложенный президентом человек руководил регионом. Президент в процессе процедуры представления, которая может повторяться три раза, вправе проводить консультации, назначать временно исполняющего обязанности главы субъекта Федерации. Но в любом случае конечный результат будет такой - или законодательное собрание наделяет полномочиями высшего должностного лица президентского кандидата, или избирателям региона надо выбирать новое законодательное собрание.
Государственная Дума проголосовала за законодательную поправку, согласно которой избранные главы регионов должны сложить с себя полномочия.
Согласно этой поправке, избранные до вступления в силу рассматриваемого во втором чтении законопроекта о новом порядке избрания высших должностных лиц субъектов РФ должны сложить полномочия и поставить перед главой государства вопрос о доверии им. Таким образом, президент получит возможность внести их кандидатуру на рассмотрение региональных парламентов.
Согласно поправке, президент в течение недели должен решить вопрос о доверии или недоверии избранному губернатору, досрочно сложившему свои полномочия.
По поводу этой поправки и разгорелся вчера в Госдуме жаркий спор. Коммунист Сергей Решульский считает, что эта норма унижает и права должностного лица, и его честь и достоинство. "У нас в действующем законодательстве есть норма о досрочной отставке, - сказал Решульский. - Предлагая губернатору обратиться за доверием к президенту, мы способствуем тому, чтобы выстроить губернаторов в очередь на принесение присяги президенту. А Конституция такой присяги не предусматривает". Михаил Задорнов привел два простых аргумента против этой новой нормы - губернаторов избрали люди прямым голосованием на четыре или на пять лет. "Мы подвергаем сомнению первичное право людей выбирать главу региона". К тому же, заметил Задорнов, "дальневосточные регионы под слово губернатора закупают топливо и прочее. А если губернатор будет другой, кто за его слово ответит?"
"Родинец" Сергей Бабурин считает, что эта поправка противоречит самому закону. "Сначала записываем, что губернаторы осуществляют свои полномочия до окончания срока, а потом говорим, что могут уйти". Главы регионов, по мнению Бабурина, могут быть принуждены писать заявления. "Лояльность губернатора такова, что они сами прибегут что-то говорить, без этой нормы в законе. Зачем их подгонять?"
Председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин с этими аргументами не согласился, заметив, что в российском законодательстве есть норма о доверии правительству. Почему не распространить эту норму и на губернаторов? "К тому же, - добавил Гришин в ответ на замечание Задорнова, - если губернатор будет подкреплен федеральным центром, это не даст оснований для сомнений, что его обещания расплатиться за топливо для своих регионов будут исполнены".
Алексей Митрофанов возражал против поправки, потому что в ней - половинчатое решение. По его словам, губернаторы должны уйти до 1 июля 2005 года.
Некоторые депутаты также считали, что поправка, предлагающая проводить консультации перед представлением кандидата, портит закон, - неясно, кто с кем проводит консультации, обязанность это президента или нет. Каждый гражданин может понимать это по-своему. Это не усиливает вертикаль власти, а размывает ее.
Владимир Рыжков удивлялся, почему депутаты с такой настойчивостью боятся слова "избрание" и употребляют термин "наделение полномочиями". Но парламентское большинство предложило одобрить существующий вариант, оставив в нем и норму о роспуске законодательного собрания, против которой выступали регионы.