Для лучшего понимания процессов Глеб Павловский предложил воспринимать украинские события как явление комплексное, состоящее из нескольких различных процессов: оспаривания результатов выборов, "технологического" давления на режим Леонида Кучмы, попытки радикалов захватить власть, невзирая на результаты, обнародованные украинским центризбиркомом и, наконец, из реальных революционных настроений, овладевших молодежью и средним классом киевлян.
- Мы можем выбрать и начать оценивать любой аспект, но при этом должны быть готовы к обвинениям в одностороннем подходе, если не в провокации, - мудро заметил политолог. В целом он констатировал глубокий кризис режима Кучмы, который тот "проглядел, а отчасти и сам подготовил".
Прогнозов на ближайшее будущее Павловский не строил. Он выдал несколько сценариев развития событий разной степени невозможности. К примеру, Кучма может полностью потерять власть в результате смены ориентиров его собственной властной номенклатурой: "Украинская элита сильно централизована и не может служить двум господам, поэтому, почувствовав слабость руководителя, может начать искать нового хозяина". В этом случае власть получит не "идущего в кильватере Кучмы Януковича", а "тяжелобольного человека" Ющенко. Последний, по версии Павловского, тут же сляжет, а на его место придет кто-нибудь из окружения ("мало ли вокруг радикалов?"). Допускает Павловский и возможность спонтанных выступлений со стороны украинских силовиков. Вот чего точно не будет, так это раскола по линии "северо-восток - юго-запад", потому как "это не соответствует действительности", и России не стоит поддаваться и как-либо потворствовать сепаратистским настроениям на юге и востоке Украины.
Сказал Глеб Павловский и о возможном появлении третьей силы, нового лидера, способного удовлетворить обе части расколотого украинского электората. Здесь Павловский большие надежды возлагает на Леонида Кучму:
- "Семья" склоняет Кучму к почетной и выгодной капитуляции. Но он много раз демонстрировал способность действовать неожиданно. Возможно, так будет и на этот раз, - туманно намекнул политтехнолог.
Самым же оптимальным шагом к стабильности ему представляются повторные выборы в двух турах. Этот вариант кажется единственно правильным также Леониду Кучме и Владимиру Путину. Примечательно, но, говоря о новых выборах и о том, что неправильно лишать Ющенко и Януковича еще одного шанса побороться за власть, Павловский даже вскользь не упомянул Сергея Тигипко - вчерашнего председателя Нацбанка и главу избирательного штаба Виктора Януковича. Именно этого человека в последнее время называют той самой гипотетической третьей силой, которая даст гарантии спокойной старости Кучме, устроит донецких избирателей и не вызовет приступов идиосинкразии у киевлян и жителей Западной Украины.
Оценивая работу российских политтехнологов на этих выборах, Павловский посоветовал не преувеличивать значение этих самых технологов, как российских, так и западных. Российские политтехнологи, по его словам, не принимали участия в фундаментальной разработке кампании, а обслуживали уже сформированную в окружении Кучмы концепцию. Ничего принципиально нового, по его мнению, не придумал и Запад: механику управляемых революций американцы оттачивали даже не в Сербии и Грузии, а гораздо раньше в Латинской Америке.
- Дело не в технологах, а в степени уязвимости власти, - заявил Павловский. - И в этой связи сентябрьские предложения Владимира Путина - даже слишком мягкие. Революция - не метод управления Россией.
Говоря о своей скромной роли, Глеб Олегович заявил, что официально не работал ни на одного из кандидатов: "Чтобы практиковать секс, не обязательно называть это "сексом", - прозрачно пошутил Павловский.