Французские мэтры впервые приехали в Москву и пробыли здесь всего пару дней. Но уже успели оценить потенциальный фронт работ.
- Нас провезли по ночным улицам, и у меня создалось впечатление, что Москва - это огромный красивый город с богатым культурно-историческим наследием, - корректно сказал Ален Гильо. - То освещение, которое уже сделано сейчас, помогает понять его суть и дух. Хотя, конечно, есть здания, которые либо плохо освещены, либо очень неудачно, есть над чем поработать, так что Москва - большое поле деятельности для нас. Но и вы, и другие страны сейчас подошли к переломному моменту, когда можно перейти на новый этап в освещении улиц, на более высокий уровень.
Роже Нарбони был более конкретен: московские улицы освещены плохо, площади - плохо, бульвары - плохо.
- Уличное освещение в Москве очень бьет в глаза, на него наслаивается освещение отдельных домов. Из-за этого получается неприятный эффект - фасады просто тонут, их не видно за обилием света, - отмечает дизайнер. - И еще меня поразил диссонанс, который возникает между освещением, например, мостов или третьего кольца и историческим центром города, который не особо подсвечен. Но вообще пока у меня очень поверхностное впечатление о Москве, поскольку во время нашей экскурсии была очень плохая видимость, шел снег, а это самое худшее время для осмотра - свет при этом поднимается вверх и понять что-либо трудно.
По словам Алена Гильо, Москва, как и Санкт-Петербург, где мэтр занимался освещением Эрмитажа, находятся на том уровне светового дизайна, на котором французские города были двадцать лет назад. Хотя подвижки в лучшую сторону у нас есть, и уже можно говорить о некоем световом образе наших городов.
Сейчас в Москве художественно подсвечивается более 500 различных зданий, и с каждым годом число красиво светящихся сооружений увеличивается. Скажем, как решили городские власти нынешней весной, к Новому году должны предстать в новом свете здания МГТУ имени Баумана, Новоарбатский мост, особняк Демидова в Басманной слободе и некоторые другие объекты. Однако в первую очередь нужно разрабатывать схему освещения города в целом.
Роже Нарбони создал подобные проекты уже для 75 городов, в числе которых Нант, Бордо, Тулуза, Афины, Милан, Брюссель и другие. По мнению дизайнеров, подсветка должна не только освещать дорогу спешащим в темноте домой горожанам, но и давать представление о планировке населенного пункта, его рельефе, исторических и природных достопримечательностях. Нужно, чтобы с помощью света складывался определенный образ и чтобы ночной пейзаж в каждом городе был особенным.
Точно сказать, каким должно быть освещение в Москве, дизайнеры сейчас не могут - слишком мало видели город. Возможно, значительный рывок "к свету" наша столица сделает после того, как ее примут в Международную ассоциацию освещения городских общин (LUCI). Французские дизайнеры очень хотели бы, чтобы Москва вступила в эту организацию (не исключено, что это произойдет уже через неделю, когда в Лион, чей мэр возглавляет это объединение, прибудет российская делегация). Тогда ведущие светодизайнеры усиленно возьмутся приводить в порядок московское освещение.