Владислав Ардзинба, правивший Абхазией последние 12 лет, также недвусмысленно обещал остаться на троне вплоть до проведения повторных "честных" выборов. Грядущее двоевластие грозило перерасти в силовое противостояние. Однако за сутки до роковой даты представители непримиримых сторон все же уселись за стол переговоров.
Власть фактически пошла на компромисс, согласившись в последний момент обсудить предложение С.Багапша, которое он неоднократно озвучивал ранее. Выход из создавшегося кризиса глава "Черноморэнерго" видел в том, чтобы второй кандидат Р.Хаджимба стал вице-президентом с новыми, гораздо более широкими, чем прежде, полномочиями. Раньше абхазский вице-президент выполнял лишь отдельные поручения В.Ардзинбы, которые в основном сводились к представительским функциям, что, безусловно, не могло устраивать сегодняшнего выдвиженца главы государства.
К тому же предлагаемый вариант означал серьезное нарушение существующей конституции. Сергей Багапш шел на выборы в связке со Станиславом Лакобой, который в случае победы и должен был занять вторую ступень в государственной иерархии. Был свой "вице" и у Рауля Хаджимбы. Однако, оказавшись на грани катастрофы, оба претендента, похоже, решили, что законы можно изменить. Их соратники также с пониманием отнеслись к обсуждаемому компромиссу.
Переговоры проходили при посредничестве вице-спикера Государственной Думы РФ Сергея Бабурина и заместителя Генпрокурора Владимира Колесникова. О том, как трудно обе стороны шли навстречу друг другу, говорит то, что оппоненты продолжали свой диалог и днем, и ночью. При этом не оставались в стороне и сами избиратели. По поступающим из Абхазии сведениям, далеко не все граждане республики с одобрением восприняли новость о взаимных уступках, сочтя себя обманутыми. Несколько тысяч сторонников Багапша в понедельник собрались у его избирательного штаба на улице Гоголя, требуя проведения обещанной инаугурации.
Самые горячие "абхазские парни" даже попытались громко выразить свой протест, устроив несколько взрывов в центре Сухуми. К счастью, никто из людей при этом не пострадал. Впрочем, некоторые наблюдатели виновниками взрывов считают некую "третью силу", которая заинтересована в срыве любых договоренностей между оппонентами.
Придя к принципиальному согласию насчет того, что Абхазия проведет новые выборы, на которые оба претендента пойдут вместе (Багапш как кандидат в президенты, Хаджимба как кандидат в вице-президенты), стороны затем долго не могли договориться насчет даты проведения повторного волеизъявления. Считая, что следующая попытка будет носить чисто формальный характер (а оба претендента 3 октября набрали в сумме более 90 процентов голосов), Сергей Багапш настаивал на том, чтобы все точки над "и" поставить уже 26 декабря.
Рауль Хаджимба требовал все организовать по закону, то есть сначала утвердить новый состав ЦИК, а уже затем сам Центризбирком и назначит дату выборов. Судя по всему, это вызывало у другой стороны сильные подозрения в искренности намерений: мало ли что может произойти за те два месяца, которые закон отводит на подготовку референдума со дня принятия решения о его проведении. Сторонники Багапша видят здесь тень Владислава Ардзинбы, который, как говорят в Абхазии, якобы по-прежнему не намерен уступать власть "чужаку".
Обсуждался на переговорах и второй сценарий выхода из тупика. Согласно ему парламент незамедлительно принимает изменения в действующее законодательство - с тем, чтобы оба соискателя без всяких повторных выборов уже на этой неделе принесли присягу как высшие руководители Абхазии. Судя по всему, абхазские законодатели охотно пошли бы на это, поскольку продолжающийся более двух месяцев кризис изрядно надоел всем.
Ближе к вечеру в понедельник обе стороны подписали соглашение о проведении повторных выборов до 13 января 2005 года.