Об этом шла речь в "Меркурий-клубе", собравшем представителей экономической науки и бизнеса.
Евгений Примаков, академик:
- За период реформ мы убедились - нельзя уповать на то, что рынок сам расставит все по своим местам. Страна уже потеряла очень многое, руководствуясь рекомендациями псевдолибералов, отрицающих государственное регулирование в переходный период. Претворяемое на практике в странах с развитой рыночной экономикой для нас оказалось под сомнением. Однако без вмешательства государства в России не удается решить такие важные проблемы, как структурная перестройка народного хозяйства, насыщение инвестиционными ресурсами перерабатывающих отраслей промышленности, выравнивание уровня развития регионов.
Поставленная президентом России задача удвоения внутреннего валового продукта далеко неформальна. От темпов роста ВВП зависит ликвидация экономической отсталости России, накопленной в девяностых годах прошлого столетия, ослабление бремени бедности значительной части населения. Если же этот рост будет обеспечен за счет наращивания мощностей экспортно-энергетического комплекса, что происходит сегодня, то это будет самоубийственно для всей национальной экономики.
Осмелюсь утверждать, что обеспечить эффективное и рациональное удвоение ВВП невозможно без прогнозирования и элементов планирования в отраслевом разрезе. Мировой опыт доказывает, что планирование в том или ином варианте является обязательным инструментом выхода из социально-экономических кризисов. Кстати, зарубежные методики государственного планирования во многом опираются на опыт, накопленный Советским Союзом. Не следует забывать этого.
Разумеется, я далек от мысли возрождать в современных условиях директивное советское планирование. Многие ученые и политики озабочены необходимостью разработки стратегии развития России, способной задать нации ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу. К положительным, но явно недостаточным шагам в этом направлении можно отнести одобренную Правительством концепцию реформирования бюджетного планирования.
Узкие задачи обслуживания бюджетного процесса решают также социально-экономические прогнозы минэкономразвития. Не разработана система индикаторов, в соответствии с которой промышленные и финансовые корпорации, а также субъекты РФ могли бы разрабатывать свои планы развития.
Во-первых, общенациональная стратегия должна базироваться на индикативной методологии планирования, носящей рекомендательный характер. В то же время она содержит социально-экономические, научно-технические, инвестиционные, внешнеэкономические показатели, на которые должно выйти общество за определенный период. При этом следует предусмотреть комплекс мер по линии госорганов - нормативные, финансовые, налоговые, которые задавали бы нужный вектор и темп экономической жизни.
Во-вторых, формирование индикативных планов должно идти снизу вверх, начинаясь с внутрифирменного планирования независимо от формы собственности предприятия. За рубежом такие планы утверждаются треугольником - бизнес, местная власть, профсоюз. На муниципальном уровне к формированию планов привлекаются предпринимательские союзы и объединения. Особого внимания требуют планы федеральных округов и субъектов Федерации. Это ключевое звено в обеспечении сбалансированности индикативных планов в условиях децентрализации управления экономикой. Затем определяется общенациональная стратегия в виде пятилетних индикативных планов с ежегодной корректировкой и контролем выполнения.
В-третьих, с окружными и региональными планами будут корреспондироваться федеральные целевые программы. Главенствующее положение в иерархии ФЦП должна занимать долгосрочная программа инновационной модернизации отечественной промышленности, но никак не энергетическая стратегия России, сориентированная на ускоренное развитие отраслей ТЭК.
В-четвертых, как известно, индикативное планирование начинается с прогноза. Но о достоверности не может быть и речи, когда 40 процентов экономики прячется в тени. Еще более удручающие данные содержатся в исследованиях Санкт-Петербургского университета экономики и финансов: почти 100 процентов предприятий так или иначе уклоняются от налогов, более 80 процентов выплачивают зарплату по "черным" или "серым" схемам, около 50 процентов сделок на стадии реализации продукции не отражаются в финансовой отчетности. Следовательно, переход к индикативному планированию требует усиления борьбы за чистоту и прозрачность российской экономики.
Валерий Драганов, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:
- Наш внутренний валовый продукт более чем наполовину состоит из экспортно-импортных потоков. Нигде такой диспропорции нет. Задачи по выравниванию ставятся постоянно, в том числе при принятии законов по институциональным реформам. Но перемены не заметны. Очевидно назрела необходимость придать определенную форму и содержание государственному влиянию на бизнес. Если кому-то режет слух само слово планирование, то можно найти синоним.
Справедливости ради признаюсь, что в Госдуму вносился законопроект по обсуждаемому вопросу, но по политическим мотивам он был отклонен. Самокритично скажу, что теперь сам готов участвовать в этой работе или создать условия для продвижения инициативы.
Николай Шаклеин, губернатор Кировской области:
- Сегодня выделяются три типа стратегии развития регионов. Во-первых, это наведение элементарного порядка и эффективное использование тех ресурсов, той материально-технической базы, которая осталась от Советского Союза. Такое наследство есть повсеместно.
Следующий уровень - создание инвестиционной привлекательности. Регион, он сам не располагает инвестициями и предлагает инвесторам проголосовать деньгами за то, что и где развивать, обеспечивая условия для их деятельности. В таком положении находятся две трети субъектов Федерации Приволжского округа.
Третья стратегия, когда регион не хочет зависеть только от внешних инвесторов, а сам намеревается, используя межрегиональные возможности, заработать достаточные инвестиции для интенсивного развития. Над этим сейчас работает наша область.
Представим, что все пойдут таким путем. Не превратится ли отдельно взятый регион в матроса Железняка, который шел на Одессу, а вышел к Херсону. Мы уже столкнулись с отсутствием точек сборки региональных стратегий.
Виктор Ивантер, академик, директор Института народно-хозяйственного прогнозирования:
- То, что сложилось у нас в управлении экономикой, является следствием испуга. План - это неприлично, бизнес-план - прилично. Потому работу, которую делает минэкономразвития, называют прогнозом. На самом деле речь идет об индикативном плане. Другой вопрос - хорош он или плох? На мой взгляд, он не очень удачен. Все индикаторы привязаны к внешнему рынку.
В первоочередном порядке необходимо реформирование зарплаты. Иначе экономика останется полукриминальной. На величину снижения налогов должна увеличиваться зарплата, прежде всего в производственном секторе. От малооплачиваемого работника не следует ожидать высокого качества и производительности. Хорошая идея накопительной пенсионной реформы компрометируется низкими заработками. С пятью тысячами рублей в месяц, как сейчас, не получится достойной пенсии.
Арас Агаларов, предприниматель:
- По оценке Всемирного банка, более 40 процентов российской экономики находится в тени. Рассмотрим ситуацию на простом примере, когда создается новый бизнес, для которого требуется стомиллионный кредит. При действующей ставке рефинансирования в 10 процентов и сроках окупаемости в пять лет надо вернуть банку примерно 150 миллионов долларов - по 30 миллионов в год. Как правило, любая хозяйственная деятельность связана с импортом. Добавим 15 процентов средневзвешенной таможенной ставки, 18 процентов НДС, 25 процентов налога на прибыль, 26 процентов единого социального налога, 13 процентов подоходного и 2,2 налога на собственность. При таком раскладе даже если ваш проект начнет зарабатывать 60 миллионов долларов в год, вы в лучшем случае получите нулевой результат. Стоит ли удивляться высокой доле полукриминального бизнеса?
Вывод экономики из тени сулит очень большую прибавку к ВВП. В прошлом году розничный товарооборот составил 130 миллиардов рублей, теневой - больше ста миллиардов. Ясно, что купить можно только на зарплату, При ее объеме в 250 миллиардов ВВП никак не мог быть в 500 миллиардов - минимум 750-800 миллиардов.
Высокое налоговое бремя, отсутствие достоверной статистики приводят к замкнутому кругу ошибок.