- Это ваш личный выбор или вы согласились на предложение продюсеров?
- Вариант второй. Продюсер Рубен Дишдишян сумел вдохновить меня.
- Сценарий отличается от романа?
- Очень существенно: у кино свои законы, нужна драма, интрига, внешние столкновения. Кино должно держать зрителя в напряжении.
- Как реагировала на это Мария Семенова? Писатели обычно ревностно относятся к своим произведениям.
- Поначалу реакция была непростой. Она все спрашивала: "А почему так?", "А почему это ушло?" Я объяснял. Постепенно она поняла, что я стремлюсь сохранить все главное. В результате она не то чтобы смирилась, но приняла правила игры.
- Почему вы выбрали для натурных съемок Словакию?
- Поначалу вместе с художником-постановщиком фильма Людмилой Кусаковой, с которой работал над фильмом "Звезда", мы объехали Чехию, Словакию, Болгарию, Сербию, Черногорию, Карелию. И остановились на Словакии: там была нужная нам атмосфера, а также наилучшие условия для производства. Среднерусский пейзаж в нашем фильме был бы неуместен.
- Почему?
- Создалось бы впечатление русской сказки. А хотелось снять легенду. Снять так, чтобы картина не воспринималась как детское кино. У нас - любовь, страсти, месть, предательство. Мы рассчитываем на самого активного зрителя - на подростков.
- Фэнтези - новый для нас жанр. Какие в нем для вас были сложности?
- Огромные. Я все время думаю: "Господи, зачем я во все это влез!" Парадокс: никогда не любил триллеры, а снимаю. Никогда не смотрел военные картины, в детстве деревянного автомата в руках не держал - но снял "Звезду", причем искренне был увлечен ею. Никогда в юности не бился на мечах - сейчас вокруг меня мечи, кони, битвы.
- Быстро все это освоили?
- Еще осваиваю. Картина трудная. Наверное, самая трудная из всего, что я снимал.
- У вас на "Мосфильме" выстроен большой древний город...
- Город Галирад с домами, улицами, дворами, площадями, церквями. Была еще и Деревня Серых Псов, ее Кусакова выстроила в Словакии на воде. Кстати, в Словакии нам пришлось тяжко. Было 5-6 градусов тепла, проливные дожди. Мы промокали, но работали по 12-14 часов в день.
- Вы продолжаете работать с оператором Иреком Хартовичем, снимавшим с вами в Америке фильм "Изгнанник"?
- Да, и счастлив. Ирек - поляк, 20 лет живет в Америке, снимает в Голливуде, работал со Стивеном Спилбергом. У нас интернациональная группа. Снимаются литовский актер Юозас Будрайтис, грузинский режиссер Резо Эсадзе, актриса из Молдавии Евгения Тодорашку. Вся каскадерская группа из Словакии. Три актера перекочевали в "Волкодав" из "Звезды". Во-первых, Игорь Петренко. Он играет Лучезара, героя далеко не однозначного. С одной стороны, он братской любовью горячо любит "кнесинку" (княжну, кнесинкой она названа в романе) Елейн, оберегает ее, пытается оградить от зла. С другой стороны, он жаждет власти. Из "Звезды" пришел и Артем Семакин. Он играет Эвриха, напоминающего древнегреческих героев. В главной роли Александр Бухаров, он на съемках "Звезды" играл Марченко. В начале фильма Марченко уходил за линию фронта и не возвращался. Во время монтажа я победно вырезал этот эпизод. Но Бухарова запомнил, и после долгих проб утвердил его в "Волкодаве". В роли кнесинки Елейн - Оксана Акиньшина.
- Не слишком ли она современна для легенды?
- А мне было интересно с этим сражаться. Всегда заманчиво использовать актера в новом качестве. Это относится и к Игорю Петренко, и к Александру Домогарову в роли злодея, убийцы Людоеда. К Татьяне Лютаевой. Зрители знают ее роковых, сексапильных героинь. У нас она играет Ведунью, женщину с ярким материнским началом, которую спасает от гибели Волкодав.
- Вы член "оскаровского комитета" СК России. В этом году комитет выдвинул на "Оскара" "Ночной дозор". Это решение многим кажется спорным.
- Это нормально. Вообще вокруг "Оскара" раздута шумиха. Молодцы американцы - свою профсоюзную премию сумели превратить в событие планетарного масштаба... Наивно полагать, что члены американской киноакадемии самые высокие ценители искусства. Они смотрят то, что им интересно. И вряд ли бросаются смотреть присланные нами картины. Им дают кассеты, хотят - смотрят, не хотят - не смотрят. А внимание обращают в основном на коммерчески успешные фильмы. Почти все лауреаты "Оскара" в основном коммерческие проекты - вспомните фильмы "Человек дождя", "Гладиатор", "Титаник", "Властелин колец". В случае с "Ночным дозором" игра идет на этом поле. Привлечет их внимание фильм "Свои" - они его сами пригласят на "Оскар". Как произошло с картиной Педро Альмодовара: Испания не выдвинула ее, но выдвинули американцы. И правильно: это их, американская, премия. Я думаю, решение нашего комитета верно еще потому, что мы наконец признали: в коммерческом шоу должно участвовать коммерческое кино.
- Что вам дал опыт, приобретенный в Америке в работе над "Изгнанником"?
- Я получил огромное удовлетворение от работы с оператором Иреком Хартовичем, с актрисой Энн Арчер. Мы с ней до сих пор поддерживаем отношения, переписываемся, видимся, когда я бываю в Лос-Анджелесе. На съемках "Изгнанника" я открывал для себя новый мир человеческих и профессиональных отношений. Лично мне и всем нам есть чему поучиться у американцев в профессии. Я хочу у нас так же, как там, приходить на съемочную площадку и заниматься своим делом, а не кричать, чтобы заставить людей выполнить их обязанности. В Америке на площадке была нормальная обстановка. Я прихожу туда и знаю: все делается как положено. А если не сделано, то потому, что сделать это было действительно невозможно.У нас же, к сожалению, просишь-просишь, а потом начинаешь орать. Тут же все сделают! А потом поползет слух, что режиссер - тиран и монстр.
-Когда "Волкодав" выйдет на экран?
- Дайте закончить картину. Она сложная: много компьютерной графики, спецэффектов, звук... Пока планируется, что она выйдет в декабре 2005 года.