10.12.2004 02:59
Общество

Россия теряет заповедники и парки

Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3652)
Читать на сайте RG.RU

Такие заявления сделали вчера на пресс-конференции лидеры ведущих экологических организаций страны. Они озвучили свое обращение на имя президента страны с предложениями о совершенствовании госуправления федеральной системой особо охраняемых природных территорий. А это в первую очередь государственные заповедники и национальные парки, федеральные заказники, коих у нас пока еще насчитывается 135 и которые занимают около 3 процентов территории страны. Но эти проценты стремительно тают.

За последние четыре года четырежды менялась структура управления заповедниками. И каждый раз возникали желающие оттяпать лучшие участки девственной природы. Вот только некоторые, самые скандальные примеры. Причем, к великому прискорбию, попытки противозаконных действий предпринимались и со стороны членов прежнего правительства РФ.

Хроника уничтожения национального достояния:

Февраль 2003 г. Предпринимается попытка изъять земли у Кавказского государственного природного заповедника и Сочинского национального парка. Принимается соответствующее постановление правительства РФ. Прокуратурой Краснодарского края это постановление признано противозаконным, но пока еще не отменено.

Июнь 2003 г. Правительство Кабардино-Балкарии принимает постановление, обрезая площадь Кабардино-Балкарского заповедника на 33 гектара - на 30 процентов.

Сентябрь 2003 г. Выходит еще одно постановление правительства РФ об изъятии из Сочинского национального парка более 33 тысяч гектаров, которые предоставляются Сочинскому общереспубликанскому заказнику. Фактически для организации элитного охотничьего хозяйства (в парке охота запрещена, а в заказнике нет). Это постановление было отменено Верховным судом РФ.

Декабрь 2003 г. Кабинет министров Республики Адыгея отменяет решение о предоставлении земельных участков Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику для того, чтобы на изъятых землях создать горнолыжный курорт. По искам неправительственных организаций решением Верховного суда это постановление было признано незаконным.

Второй год руководство Республики Башкирия пытается изъять земли сразу из двух заповедников, в том числе 20 тысяч гектаров Южно-Уральского заповедника для создания горнолыжного курорта. Кроме того, уже практически закончено строительство водохранилища на территории национального парка в Башкирии.

Декабрь 2003 года. Администрация муниципального образования "Шилинский район" принимает постановление об обмене земель между государственным природным заповедником Хакасский и землями запаса. Позже это постановление отменено, но правительство республики все равно приняло решение о передаче части водоемов на территории заповедника для промышленного рыболовства Белоярскому рыборазводному заводу Хакасской республиканской инспекции рыбоохраны.

Сентябрь 2004 г. В Республике Калмыкия отменяют постановление об утверждении границ заповедника "Черные земли" и положения об охранной зоне. Цель - снять запрет на ведение охоты на данной территории.

Эти примеры привел на пресс-конференции директор по компаниям "Гринпис России" Иван Блоков. И некоторые из них содержатся в письме президенту страны. Но это, так сказать, самый верхний срез. Судебные процессы между директорами заповедников и местными властями идут постоянно. Каждую неделю - одно-два дела, и в большинстве случаев директора, не имея профессиональной юридической поддержки, проигрывают.

Другая проблема - чисто экономическая. Заповедники находятся в бедственном положении. В прошлом году уровень бюджетного финансирования составил меньше 35 процентов от минимальной потребности. То же самое происходит и в этом году. Как сказал директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц, мы гордимся тем, что это одна из немногих отраслей, которая в условиях победного шествия по стране золотого тельца сохранила высокий уровень моральных стандартов и не поддалась коррупции. Но если экономическая ситуация с заповедниками не изменится, все это будет потеряно. На зарплату в полторы-две тысячи рублей прожить трудно даже в лесу. Между тем, как показывает мировой опыт, заповедники могут не только самих себя прокормить, но часто благодаря экотуризму являются существенным источником пополнения казны. Например, ЮАР, Канада, Коста-Рика и другие.

Экологическая общественность и профессионалы заповедного дела давно бьют тревогу. Но попытки что-то доказать бывшему руководству МПР наталкивались на глухую стену непонимания, а возможно, и сознательного разрушения национального достояния. По крайней мере в течение 2003 года министерство приняло ряд документов, которые прямо вели к ликвидации государственной системы особо охраняемых природных территорий. Весной этого года, в разгар административной реформы, к экологам присоединилась председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, направив письмо одному из главных авторов административной реформы Дмитрию Козаку. Очень важно было в пылу реформы не выплеснуть младенца, вернуть охраняемым территориям нормальное государственное управление, о чем и писала Элла Памфилова. Но письмо опоздало. Младенца выплеснули. Сегодня в структуре центрального аппарата МПР осталось лишь крошечное подразделение из пяти человек по управлению заповедниками. При этом в результате реформирования министерства его по разным причинам покинули профессионалы заповедного дела. В том числе бывший руководитель управления системы заповедников России Всеволод Степаницкий, который, между прочим, в этом году награжден высшей международной наградой в этой области - премией Фреда Пакарда Всемирной комиссии по охраняемым природным территориям.

Что предлагают экологи? В первую очередь создать специализированное федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям непосредственно под руководством правительства РФ. Оно должно заниматься всем комплексом проблем ООПТ, связанным и с наукой, и с управлением госимуществом, и с охраной, и с развитием экотуризма и так далее. Это общемировая практика.

Но, может быть, не все так плохо. Похоже, в МПР сегодня понимают, что ситуация с особо охраняемыми территориями близка к критической. Присутствовавший на пресс-конференции заместитель директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР Амирхан Амирханов сообщил, что в начале будущего года предполагается обсудить проблемы, связанные с охраной природы и в том числе с управлением заповедниками, на заседании правительства РФ. И министерство сейчас готовит предложения к этому заседанию. Как пообещал чиновник, точка зрения общественности будет обязательно учтена. Более того, в МПР разделяют мнение о том, что должен быть единый полноценный орган управления особо охраняемыми территориями, который бы занимался всем комплексом проблем заповедников.

Экология