11.12.2004 02:00
Экономика

Правительство разуверилось в росте экономики

Либералы разуверились в амбициозных планах
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3653)
Читать на сайте RG.RU

"Таких темпов роста, как в минувшие пять лет, у нас уже не будет", - заявил вчера министр финансов Алексей Кудрин. Эти слова слышали, кивая, вице-премьер Александр Жуков и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Повод, заставивший собраться экономическую элиту под одной крышей, как бы праздничный - пятилетие "закоперщика" реформ, Центра стратегических разработок. Но праздник превратился в самый жесткий за последние годы разговор о том, почему миссия - удвоить ВВП - может быть отложена на потом. Впервые во всеуслышание объявлено: с лета в России начался экономический спад.

 

Озвучить все это поручили одному из самых авторитетных российских экономистов, автору практически всех либеральных затей минувших лет, Евгению Гавриленкову. Вот уже полгода в России идет снижение темпов роста ВВП, а главное, катастрофически падает доверие населения к банкам, а инвесторов - к России, - набрав воздуха в грудь, заявил г-н Гавриленков. Минувший 2003 год вспоминается теперь как "золотой век": рост - высокий и сбалансированный, а главное - массированный приток инвестиций в неэнергетические сектора, чему активно способствовали частные финансовые институты. "В середине этого года что-то неощутимое поменялось. По-хорошему это называется экономический спад, и в 2005 год мы входим с негативной динамикой", - заметил эксперт. Хорошо, если в будущем году ВВП вырастет хотя бы на 4 процента.

Колокол зазвонил уже в августе, когда инфляция за месяц составила 0,4 процента, чего старожилы от экономики не припомнят. Особо тревожит экспертов то, что все эти безобразия творятся на беспрецедентно благоприятном внешнем фоне (высокие цены и на нефть, и на металл). В итоге сегодня остатки темпов роста поддерживает лишь по-прежнему высокий потребительский спрос населения, но этому ресурсу тоже виден край: рост реальных доходов людей замедляется. Характерно, что за последние пять месяцев не растут рублевые вклады: и вкладывать многим уже нечего, и банкам веры нет.

Эксперты видят две основные причины этой ситуации. Г-н Гавриленков полагает, что государство в своем стремлении лишить нефтяные компании так называемых сверхдоходов зашло слишком далеко. Плохо, что, отнимая у нефтяников эти деньги, оно их складывает в глухой резерв, или, говоря по-научному, стерилизует. Обычно такая стерилизация рассматривается как первоклассный метод борьбы с инфляцией, но сегодня получается как раз наоборот. Только с 1 августа государство скопило, таким образом, 33 миллиарда долларов (средний месячный темп накоплений где-то 7,5 миллиарда долларов), "убив" их для экономики. Эксперт даже сравнил негативное влияние этой "заначки" с эффектом печально известного бегства капиталов за рубеж и предрек, что уже ранней весной финансовая система страны столкнется с рядом серьезных проблем, перед которыми такие абстракции, как замедление роста, покажутся цветочками. Проблемы могут быть тем более заметными, что "разговоры об усилении роли государства в экономике, по мнению г-на Гавриленкова, окончательно распугали инвесторов.

Вторая причина, связанная с первой, по мнению другого аналитика, бывшего первого зама Германа Грефа, Михаила Дмитриева, заключается в том, что системные реформы в стране в нынешнем году пробуксовывают все отчетливей, а стало быть, экономика просто "давится" деньгами, свалившимися на нее от продажи нефти. Он подчеркнул, что для достижения "известных задач" (программы удвоения ВВП в первую очередь) темпы реформ надо как минимум утроить.

Парадоксально, но, по мнению г-на Дмитриева, даже сокращение числа олигархических кланов, лоббирующих те или иные решения в правительстве, творит с экономикой плохую шутку. По факту исчезает конкуренция при принятии решений, а поскольку "кланы" все равно остаются, лишь сокращается их число, решения принимаются уже не в ситуации "конкуренции лоббистов", а просто принимаются. По прогнозам г-на Дмитриева, в будущем не стоит ожидать прогресса реформ ни в газовом секторе, ни в таможенном деле.

Удивительно, но эти "крамольные" мысли были прямо или косвенно поддержаны высокими чиновниками. Так, г-н Кудрин заявил, что в экономике нельзя делать ставку на популистов и политиканов, которые думают, что "если очень хочется - то можно" делать с экономикой все что угодно. Слушать надо только профессионалов. А г-н Греф посетовал, что общество все еще шарахается между базовыми моделями экономического развития - "если не на 180 градусов, то на 90 - точно". Политкорректному г-ну Жукову осталось лишь оправдываться за административную реформу, за которую, по его словам, "правительство то и дело ругают, но наивно полагать, что такую реформу можно сделать быстро и безболезненно".

Каков итог? Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, сторонник более жесткого влияния государства на экономику, недавно заявил, что у его позиции есть в правительстве серьезные противники. У "противников", видимо, появился прекрасный шанс показать, что государство в экономике - это плохо. Этот шанс - реальное снижение темпов развития. Но, положа руку на сердце, государство еще толком не успело вмешаться в экономику, как, впрочем, не попыталось и проводить последовательно либеральной политики сколько-нибудь длительное время. Раскритиковав эту политику, "либералы", впрочем, тоже не сказали, что делать с "заначкой".

Макроэкономика Госуправление Правительство