В 2005 году в ЕГЭ примут участие уже 78 регионов России, а еще через год "единый" перейдет из стадии эксперимента в норму. По мнению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова, которое он высказал на конференции, эксперимент оправдывает ожидания, ведь одна из главных его целей - сделать качественное образование доступным для детей, живущих далеко от центра.
Тем не менее эксперты поставили ЕГЭ несколько "неудов". Во всем мире на обработку тестов-экзаменов организаторам дается 3-4 месяца. Каково же было удивление международных аналитиков, когда они узнали, что их российским коллегам на эту кропотливую работу отводится всего пять дней. Конечно, помогают суперсовременные технологии, но самую сложную часть тестов - часть "С" - машиной не проверишь. Чтобы уложиться в столь минимальный срок, необходимо расширять штат экспертов, а это очень дорого.
Еще один минус поставили участники конференции "единому" за то, что он подразумевает только письменные ответы. Для учителя выпускник остается как бы спрятанным за "ширмой теста". Не хватает в экзамене и так называемой практической части. Эксперты убеждены, что нужно соединить ЕГЭ и практикумы, ведь "лабораторные работы" были и остаются важным элементом школьного образования.
Единый госэкзамен в России должен включать больше заданий на применение знаний в реальной жизни, считают эксперты. Таких "практических" заданий в ЕГЭ по различным предметам насчитывается не более 20-30 процентов. В основном они разработаны для гуманитарных дисциплин. Подобная практика должна активно применяться и в точных науках, чтобы на основе полученных знаний подростки учились решать поставленные перед ними задачи. Это позволит одновременно выявить не только уровень знаний, полученных в школе, но и способности ученика.
Но есть у ЕГЭ и очевидные, по мнению участников конференции, плюсы. Например, когда результаты "единого" становятся ориентиром для родителей. Переводя ребенка в старшую школу, они смотрят, как там сдавали ЕГЭ по определенным предметам. Кое-чему рады и ректоры вузов. Оказывается, с введением единого госэкзамена значительно сократилось количество "неудобных" звонков с просьбами помочь при поступлении. Кроме того, сопоставление результатов ЕГЭ с итогами международных исследований позволяет более точно понять, что на самом деле происходит в российском образовании.
компетентно |
Марк Зелман, эксперт американского совета по международному образованию:
- ЕГЭ для России - новый шаг вперед, и у него, как у всего нового, есть проблемы. В Америке, например, существует два вида тестов - на выяснение уровня способностей ученика и уровня его знаний. Это два разных теста, у них разные цели. Ваш ЕГЭ объединяет два вида - общий тест и самую сложную часть "С", что делать не рекомендуется. В России эксперимент по ЕГЭ начался в 2001 году, а, как показывает практика, для разработки теста от начала до конца требуется как минимум 2-3 года. То есть на данный момент механизм уже разработан, есть "пилотный" вариант. Думаю, года через два "единый" вполне будет готов из эксперимента превратиться в норму.
Ян Вигерс, исполнительный директор отдела экзаменов Национального института измерений в области образования cito (Нидерланды):
- Необходимо открытое обсуждение проблем. Всем заинтересованным людям нужно собираться вместе и обсуждать плюсы, минусы, результаты эксперимента. Пока очень многие родители, учителя и политики до конца не понимают, зачем нужен такой экзамен. Поэтому чтобы не было ошибок, нужно двигаться дальше, но очень маленькими шагами. Если сделать гигантский скачок, велика вероятность, что он будет в неверном направлении.