15.12.2004 01:20
Культура

Кризис в российском кино предолен?

На церемонии "Золотого Овена" соревновались равные среди лучших
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3654)
Читать на сайте RG.RU

В номинации "Лучший фильм" лучшими были все три: "Свои" Дмитрия Месхиева, "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского и "Настройщик" Киры Муратовой. В прямом электронном голосовании победившие "Свои" лишь на три голоса опередили "Настройщика".

Эти же три ленты состязались в номинации "Лучшая режиссура"; там всех обошел "Настройщик", и это тоже справедливо, хотя мог победить любой из лидеров. "Свои" стали первыми по числу премий: кроме главной, они взяли призы лучшему сценаристу (Валентин Черных), исполнителю мужской роли (Богдан Ступка) и исполнительнице роли второго плана - (Наталья Суркова). И снова это были победы равно достойных: мужские роли отлично сыграли и Даниил Спиваковский во "Франкенштейне", и Андрей Чадов в "Русском", в "Настройщике" была восхитительна Нина Русланова, а в "Своих" - Анна Михалкова.

Трудности выбора для экспертов сказались даже в том, что равное число голосов получили исполнительницы главных ролей Полина Агуреева ("Долгое прощание") и Алла Демидова ("Настройщик"). Практически единодушно была отвергнута только Рената Литвинова (1 голос из 36 за "Богиню"). Ноздря в ноздрю шли все четыре исполнителя мужской роли второго плана Сергей Гармаш ("Мой сводный брат Франкенштейн"), Андрей Панин ("Водитель для Веры"), Михаил Евланов ("Свои") и Борис Каморзин ("Долгое прощание"); победил последний, хотя мог - любой. Две премии получила картина Марины Разбежкиной "Время жатвы" - за лучший дебют и лучшего оператора (Ирина Уральская). Премия имени Мирона Черненко досталась фильму Сергея Урсуляка "Долгое прощание".

Итоги симптоматичны. В числе лидеров нет выпендрежного кино, которое критики усердно пропагандировали последние полтора десятилетия, - ни питерского некрореализма, ни поедания жареной Настасьи Филипповны, почти не было даже "артхаусных" экзерсисов. Из них в списке оказались только "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, где постоянно кашляют, и триллер "4" Ильи Хржановского, где натуральные старухи, опоенные режиссером, на халяву занимаются сексом с куклами и друг с другом. Картина Германа собрала только 5 голосов, а вот "4" дала всплеск симпатий к еще не виданным зрелищам - значит, детский интерес к проктологическому кино у критиков прошел не до конца. Справедливости ради уточню, что первая треть картины действительно хороша, и режиссера подвела только пещерная этическая глухота. Его, наверное, совратили те же критики, слишком долго вбивавшие в головы желающим, что настоящее кино должно быть невозможно смотреть.

В итоге на финишной прямой оказались общественно актуальные картины. Добавлю к перечисленным лентам "Игры мотыльков" Андрея Прошкина и "Водитель для Веры" Павла Чухрая, которые тоже были равными среди лучших, "Игры мотыльков" даже получили приз за лучшую музыку (Владимир Чекасин, Сергей Шнуров).

Кино возрождается, зритель возвращается, авторитет премии укрепляется, а качество зрелища и масштаб события почему-то хиреют. В недалеком прошлом церемонии "Овена" проходили на сценах зала "Россия" и кинотеатра "Пушкинский", их впрямую транслировали главные телеканалы. Теперь - дискотечный свет в маленьком зале на Арбате, запись для второразрядного канала ТВЦ и эфир далеко после полуночи - коммерческая ценность шоу явно падает. Церемонию вели сами критики, что сообщало событию узкосемейный характер, их юмор был иногда симпатичен, но это юмор "для своих", а не для большого эфира.

Так что надежды "Золотого Овна" стать русским "Золотым Глобусом" скорее меркнут, чем разгораются, - телеканалы этот продукт не рвут из рук, а без них сегодня золото не золото.

Однако почти все номинанты на церемонию прибыли, искренне радовались полученным золотым барашкам, говорили слова любви друг к другу и к критикам, даже пили с ними коньяк. Не приехали только иностранцы: победивший Ким Ки-дук и побежденный Тарантино, и мы так и не узнаем, сгодится ли корейскому триумфатору лишний барашек.

P.S.

Тем временем американские критики объявили номинантов своего "Золотого Глобуса". Первым и главным среди них оказался фильм Александра Пэйна "Пути-дороги" (Sideways) - эта "дорожная драма" без больших звезд, но, как пишут, тонкая и в очередной раз разоблачающая "американскую мечту", собрала 7 номинаций. На одну номинацию меньше у биографического фильма Мартина Скорсезе "Авиатор" с Леонардо ДиКаприо в роли миллионера Ховарда Хьюза. Вручение "Глобусов" состоится 16 января.

Кино и ТВ