17.12.2004 03:32
Экономика

Закон "О рекламе" осовременят

Госдума притормозит "двигатель торговли"
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3657)
Читать на сайте RG.RU

Инициировать этот процесс решили "единороссы" Юрий Волков, Владимир Мединский, Валерий Комиссаров, Валерий Драганов, Юрий Медведев и Анбяр Кармеев - на днях они внесли в Госдуму новую редакцию Закона "О рекламе".

На первый взгляд замысел авторов законопроекта вполне благой. Действительно, с 1995 года, когда вступил в силу ныне действующий Закон "О рекламе", многое в нашей жизни изменилось. Рынок товаров и услуг стал многообразнее, реклама их - качественнее и изощреннее. Рекламодатели вполне приспособились к ограничениям, которые время от времени Госдума добавляла к закону, и научились их обходить. Оказалась под запретом, к примеру, реклама алкоголя на телевидении, как тут же на экраны полез хорошо узнаваемый и прежде чисто алкогольный брэнд, но уже под видом рекламы безобидной чистой воды.

Кроме того, появились новые способы распространения рекламы - она иногда навязчиво внедряется в нашу электронную почту или всплывает незванно на интернетовском сайте. И эти вопросы, по мнению авторов новой редакции Закона "О рекламе", также требуют правового регулирования. Депутаты предложили законопроект, не поднимая лишнего шума - документ возник как-то неожиданно, до последнего времени мало кто на Охотном Ряду вообще знал о работе над ним. Депутаты предлагают "принципиально новую систему норм". Она объединяет все лучшее, что было в действующем законе, и "восполняет существующие пробелы правового регулирования рекламной деятельности".

Новая редакция Закона "О рекламе" получилась, по мнению авторов версии, более либеральной. В ней устранены неработающие или неэффективные запреты и ограничения. Зато конкретизированы те, без которых реклама может принести вред.

В рекламе, согласно законопроекту, не допускается использование иностранных слов и выражений, которое может привести к искажению смысла рекламной информации. Нельзя, рекламируя товары и услуги, ссылаться на одобрение "объекта рекламирования" властными органами или отдельными начальниками. Запрещается в рекламе пить алкогольные напитки и курить. Войну авторы законопроекта объявляют и использованию в ней бранных слов, непристойных образов, сравнений и выражений. Хотели было они в этот список включить и нарушение этических норм. Но потом решили, что этика - это такая сфера, которую трудно регулировать законом. И все вопросы, с ней связанные, оставлены на совести саморегулируемых организаций. С особой строгостью разработчики законопроекта подошли к рекламе лекарств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Если такая реклама адресована неограниченному кругу потребителей, в ней не должны использоваться люди в белых халатах, которые могут создать впечатление, что к настоящему врачу обращаться не надо. Не допускается также такая медицинская реклама, которая провоцирует здорового человека на применение модного лекарства.

Законопроект ставит преграду всякой завуалированной, недоброкачественной и недостоверной рекламе. "Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других физических или юридических лиц; порочит честь, достоинство или деловую репутацию других лиц, в том числе конкурентов; дискредитирует товары других лиц; представляет собой рекламу товара, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара".

Вводятся новые понятия "социальная реклама", "спонсорская реклама".

Вот как раз за этой спонсорской рекламой и скрываются подводные течения новой редакции Закона "О рекламе". По сути все ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров (то есть лекарств, пива, алкоголя и т.д.) на телевидении на спонсорскую рекламу не распространяются. То есть во время трансляции спортивного состязания среди белого дня будет возможно запустить ролик, рекламирующий напиток, который производится тем, кто на это мероприятие дал денег. Новая редакция Закона "О рекламе" может появиться в повестке пленарного заседания в начале следующей сессии.

Бизнес Госдума