"Я бы сыграл Сталина еще. Но только один раз"
- Максим, на Первом канале была программа "Пять вечеров", посвященная сериалу "Дети Арбата", но вы в ней участие не принимали. Вас что - не приглашали?
- Приглашали, но меня не было в Москве.
- Вы смотрели ее?
- Нет, не успел.
- Почему вы согласились на роль Сталина? Режиссер Андрей Эшпай рассказывал, как еще на стадии размышлений, кого пригласить на эту роль, вдруг услышал в телефонной трубке голос вождя народов - вы его разыгрывали. После этого все прочие кандидатуры отпали. Но, кроме этого, признайтесь, был какой-то элемент тщеславия: все же это Сталин?
- Нет. Мой интерес, скорее, был в том, чтобы попытаться аккуратно разрушить тот стереотип, который существует в сознании людей.
- По поводу стереотипа вы, предваряя показ фильма, говорили: "Вы Сталина полюбите". Сами его полюбили?
- Конечно.
- А за что? Как своего героя или за то, что его в свое время любили миллионы?
- Когда занимаешься ролью, восприятие и воображение работают параллельно твоим знаниям о человеке, которого ты играешь. Для меня Сталин интересен как властитель, как объемная противоречивая личность, находящаяся в конфликте не только со всем существующим миром, но и с миром, им самим созданным, и с самим собой.
- Вам не кажется, что ваш Сталин получился несколько однообразный: все время в платке, повязанном вокруг шеи, что-то ест, пьет...
- Не знаю: об однообразности не мне судить. Я работал внутри существующей драматургии и там между тем, как он ест и пьет, он узнает о том, что потерял сына, уничтожает людей, заигрывает со своей сиделкой...
- Вас гримировали четыре часа, но вам, видимо, не привыкать. Ведь в театре вы играете короля Лира, и там тоже очень сложный грим.
- Это несколько другие вещи. В роли короля Лира лицо закрыто гораздо больше, но грим делается не так долго, потому что для театра не нужны нюансы. Там никто не будет делать оспины на лице. Киношный грим гораздо подробнее и скрупулезнее. Тем более что образ нашего Лира метафизичен, 300-летний полубезумный старик. Откуда мы знаем, как он выглядит? Со Сталиным все было совсем иначе.
- А сложно ли играть возрастные роли, когда человек намного старше, больше пережил?
- Создание любого образа не может находиться в такой зависимости от твоего возраста и опыта. Как бы я тогда играл нашего Лира или наемного убийцу? Нет, для того чтобы играть, помимо накопленной так или иначе информации, должны включаться фантазия и желание эксперимента.
- Вам хотелось бы сыграть еще кого-нибудь из вождей?
- Я уже играл Ленина в фильме "Русская народная почта", который поставил режиссер Владимир Мирзоев. Его показывал телеканал "Культура". Но есть два не моих Ленина, которые мне очень понравились. Это роль Виктора Сухорукова в фильме "Комедия строгого режима" и замечательная работа Леонида Мозгового в картине Александра Сокурова "Телец". Этот фильм вызвал у меня потрясение, я смотрел его с чувством творческой зависти, и мне кажется, что Мозговым и Сокуровым создан самый смелый, парадоксальный и трогательный образ Ленина.
- Вы ведь говорили, что специально не смотрели на других исполнителей в роли Сталина. А вдруг, увидев игру того же актера Михаила Геловани, вы бы сказали то же самое, что и о Мозговом?
- Не думаю. Я видел Геловани в роли Сталина. Не могу сказать, что на меня это произвело особое впечатление.
А возвращаясь к вопросу, кого бы мне еще хотелось сыграть из вождей, как ни странно, но я хотел бы еще раз сыграть Сталина. Но в большой роли. И только еще один раз.
- И еще о вождях. Когда вы получали Госпремию, вам было 34 года...
- Вы имеете в виду первую или вторую?
- Первую, которую еще Ельцин вам вручал. И вы его якобы приглашали на спектакль "Хлестаков", где вы играете главную роль, а он не пришел.
- Да, во время вручения было несколько секунд, когда я пожелал Ельцину здоровья и пригласил его на спектакль. Я был бы рад, если бы он пришел. Но, думаю, что во время поздравлений и награждений президент получает столько приглашений...
"Любой поэт - человек с другой планеты"
- Не так давно вы сыграли главную роль в фильме "Богиня: как я полюбила". Как вам работалось с Ренатой Литвиновой?
- С ней работать было по-настоящему интересно. Она "горела", когда делала эту работу. Я это хорошо всегда чувствую и отзываюсь на такое отношение. И с самого начала, когда мы встречались и проговаривали все подробности фильма и образа, была атмосфера творчества и импровизации. То же самое потом было и на площадке. И все, что делала Рената, скорее говорило о ней как о профессионале, нежели чем о дебютанте.
- Вы играете главную роль в спектакле "Сирано де Бержерак". Чем актуален сегодня Сирано - человек, что называется, с другой планеты?
- Любой поэт - человек с другой планеты. Всегда поэты в своем восприятии опережают действительность или воспринимают ее с самой неожиданной стороны. Их метафизическое знание гораздо глубже, чем у других людей. Поэтому я думаю, что они и переживают все и острее, и болезненнее, и ярче...
- Артисты редко работают с одним и тем же режиссером. А вы с Владимиром Мирзоевым - долгое время. Не бывает моментов непонимания?
- У нас никогда не было размолвок или ссор, которые сигнализировали бы о начальной стадии разлада отношений. Нет, если возникает непонимание или несогласие, а это нормально, начинаются разговоры и проговоры. А в работе над спектаклем это всегда очень питательно и конструктивно.
- Что любите читать?
- Я очень люблю перечитывать. Неважно что - художественную литературу или философское произведение. Я равнодушен к детективам, кстати, может быть, именно по этой причине большинство из них неинтересно перечитывать. Зато я с удовольствием читаю воспоминания интересных мне людей, например Бергмана или интервью Бродского.
- Правда ли, что вы собирались писать книгу о репетициях?
- Нет, пока я не могу на это решиться. Но это было бы любопытно - есть много интересного.
"Я не примеряю пиджак нового русского"
- Правда ли, что у вас в школе была кличка Рубль?
- Да, и я уже даже не помню, почему меня так прозвали и кто именно.
- Вы, кроме того что артист, еще и бизнесмен...
- Да, но я не люблю об этом говорить.
- Однако существует целое поколение артистов, которым сейчас под сорок и кто не ограничивается только актерской деятельностью. Тот же Антон Табаков, как и вы, открывает рестораны, кто-то - стоматологические клиники, салоны красоты. Почему так: вам не выжить на актерскую зарплату? Или есть в этом что-то новорусское?
- Думаю, что у всех свои причины. Мы живем, не ограниченные запретами авторитарного режима. Если раньше было невозможно, работая в одном театре, играть в другом, то сейчас это нормально. И при этом еще можно выступать в антрепризе. И открыть свое дело. Есть потребности разного рода. Есть - духовные, есть - материальные. Если их правильно разделять, то они могут органично существовать.
- Почему вы открыли именно рестораны: мечтали об этом или просто любите поесть и собрать друзей?
- Я не могу сказать, что у меня в семье кто-то был поваром или что я где-то так поел вкусно, что захотел себе такого же. Я думаю, что просто так сложилось.
- Вы любите хорошо жить, в смысле вы прихотливый человек или нет?
- В любом случае я тяготею к комфорту, а не к каким-то экстремальным способам проживания. Я никогда не любил ходить в походы, где нет горячей воды, вкусной еды и нормальной постели. Хотя, если бы я оказался в подобной ситуации, я бы не привередничал. Но стремиться к ней по собственной воле у меня нет никакого желания.
- Что для вас комфорт?
- Я думаю, что у меня скромные запросы. Все, элементарно необходимое, плюс кое-что немногое, что радует именно меня.
- Почему вы стали еще и продюсером?
- Мой друг и партнер Александр Самойленко был инициатором этого нашего начинания. И мне захотелось попробовать себя в новом качестве.
- Вы выступили как продюсер в фильме "Дни ангела", а новые проекты у вас есть?
- Есть, но о них пока рано говорить.
- Вы в одном из интервью говорили, что у Мирзоева есть два сценария, которые хотелось бы снять, но они требуют большого бюджета.
- Они на самом деле хороши. И их уже не два, а гораздо больше.
- Можете рассказать, о чем они?
- Один из этих проектов - сценарий фильма "Коррекция судьбы". Про Казанову.
- Но вы же как продюсер можете найти на это деньги?
- Видимо, пока нет.
О форме головы
- В вас чувствуется нечто... это можно назвать харизмой, внутренней силой, стержнем. Вы занимаетесь какими-то психологическими практиками или учениями?
- Я делаю определенные упражнения.
- Ваша жена одному из журналистов говорила: "Макс - человек титанического склада, взрывной, ураганный тип". Я с вами разговариваю и вижу, что вы мне кажетесь другим. Как бы вы сами себя охарактеризовали?
- Она это сказала, прожив со мной не один год. А оценить себя самого сложно - ведь внутренние ритмы, которые живут внутри, непостоянны. Так что я точно не сравнивал бы себя с прудом со стоячей водой.
- Но вы надолго привязываетесь к людям. Обычно именно спокойный человек редко меняет окружение.
- Не думаю, что это зависит от темперамента, скорее от потребностей. Те, кому не интересно проживать развитие отношений вглубь с одним человеком, прыгают от одного к другому. Это случается как со спокойными людьми, так и с неспокойными. А может быть, им просто не повезло.
- Почему вы курите женские легкие сигареты? Это не вяжется с вашим обликом.
- Я об этом не задумывался. Хорошие корейские сигареты... Но я и сигару могу покурить.
- Почему вы лысый? Потому что это модно? Прямо поветрие пошло среди актеров - Гоша Куценко, Алексей Кортнев...
- Но не могу сказать, что у меня есть варианты. Я не просто побрит, я - почти лыс. И другие варианты были бы просто неопрятными. Поверьте, если бы у меня была возможность ходить с другой прической, я бы периодически отращивал волосы.
- Вас очень любят глянцевые журналы. Причем делают из вас такого дорогого плейбоя, героя-супермена. Это не раздражает?
- Меня вообще публикации на мой счет не раздражают. Если то, что там пишут, мне нравится, ну и хорошо. Если критикуют, тоже нормально.
- Любите про себя читать?
- Конечно. Когда ты о себе читаешь или слушаешь, знакомишься с атмосферой вокруг тебя, с тем, как тебя воспринимают. Иногда случаются интересные и назидательные наблюдения.
"Для дочек я - десерт"
- У вас замечательные бабушка и дедушка. Они работали в Театре Мейерхольда и лично знали его. Это как-то повлияло на ваш выбор профессии?
- Думаю, да, потому что в семье жили этим, говорили о сцене, театре.
- Меня очень тронуло то, что мама ходит на все ваши спектакли и приносит букеты.
- Ну, конечно, она не ходит на все спектакли как по расписанию. Но, бывает, они собираются с бабушкой, с Этери и сидят в зале рядком, смотрят.
- Вы - единственный ребенок. Наверное, вокруг вас всегда была атмосфера обожания, любви и доброты?
- Да, я получаю от своих родных очень много любви.
- А вы им отдаете?
- Это надо у них спросить. Надеюсь.
- Как вас на всех хватает - еще же две дочки Василиса и Софья?
- Как только ты задумываешься по поводу "как хватает", тут же времени начинает не хватать. Я, наоборот, думаю, что его как раз недостаточно.
- Как вы проводите время с дочками?
- Они сейчас сильно заняты сами собой, потому что учатся. А так, мы гуляем, разговариваем на серьезные темы.
- Мне понравилась ваша фраза, когда вы сказали: "Для своих дочек я - десерт". Расшифруйте.
- Это связано с тем, что я появляюсь редко, но, надеюсь, метко (смеется).
- Ваша жена Этери Чаландзия - журналистка, которая пишет для разных изданий, она по роду своей работы должна быть на различного рода мероприятиях?
- Нет, не должна, она вообще очень независима: не работает в штате никакого издания. Кроме того, то, о чем она пишет, не требует от нее посещения всевозможных присутственных мест.
- У вас с женой много совместной деятельности. Она вам помогает с пиаром, с планированием времени, с общением с журналистами. Это удобно?
- Если бы кому-то из нас не нравилось, то, наверное, мы бы этим не занимались. Я тоже с удовольствием принимаю участие в начинаниях Этери. У нее уже состоялись две выставки фоторабот, и я помогал ей настолько, насколько она мне позволяла. Она показывает мне то, что пишет, я рассказываю ей о своих перипетиях - такое обоюдное проникновение для нас совершенно естественно.
- Вы - один из тех артистов, который честно повсюду признается, что женат, гордится своей женой и не скрывает нежного к ней отношения. Тем временем у вас много поклонниц и гораздо выгоднее было бы использовать образ холостяка, как делают некоторые ваши коллеги.
- Я с трудом представляю себя в роли человека, делающего что-то не оттого, что ему это нравится, а потому, что так "было бы правильно". И что касается моей жены, я ни о чем другом и не мечтал, честно говоря.
- Максим, а жена будет помогать вам работать над интервью для нашей газеты - редактировать, советовать?
- Нет. Я сам. Но я ей дам его прочитать.