Все происходит за несколько дней до аукциона и, разумеется, не может быть простым совпадением. Вопрос и законности или незаконности его проведения побуждает государственные органы и прямых и косвенных участников сделки четко обозначить свои позиции. Первым это сделал немецкий Deutsche Bank - он официально опротестовал хьюстонский демарш с заявлением о банкротстве. По словам его представителя, банк уже готовится выдать "Газпромнефти", одному из участников аукциона, крупный кредит, поэтому инициатива компании нанесет ущерб его интересам. От каких-либо других комментариев в немецком банке категорически воздерживаются.
А вот представитель РФФИ, проводящего аукцион, Александр Комаров сообщил "РГ", что его ведомство действует в рамках правового поля: "Для нас правила игры устанавливает минюст. Что касается аукциона, то он проводится в соответствии с постановлением службы судебных приставов. Это обозначает не только основания, но и условия проведения аукциона. Американская шумиха в этой связи нами никак не воспринимается - мы руководствуемся российским законодательством". Минюст в ответ на обращение "РГ" отказался от комментариев - в пресс-службе заявили, что в этом нет необходимости и надо дождаться воскресного аукциона. В свою очередь председатель Координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин вчера выразил мнение, что "решение службы судебных приставов о проведении аукциона является абсолютно законным, по крайней мере, с формальной точки зрения".
Между тем Шохин считает, что существует серьезная вероятность того, что американский суд может вынести решение о "приостановке всех операций с активами "ЮКОСа". Отметим, что в случае такого вердикта, по американскому законодательству о банкротстве, мораторий длится 15 дней, а затем уже решается вопрос о банкротстве. Такой сценарий делает невозможным - опять-таки по законам США - и проведение 19 декабря аукциона по "Юганскнефтегазу".
А что для России значат сигналы от американского правосудия? Специалисты по банкротству подчеркивают, что применение статьи 11 арбитражного кодекса США обычно инициируют компании, которые стремятся избежать ликвидации - в этом случае менеджмент получает право работать даже после назначения временного управления. Александр Шохин высказал предположение, что "менеджмент "ЮКОСа" предпринял эти действия для того, чтобы защититься от возможных исков мелких акционеров. Они могли бы последовать в случае, если менеджмент не предпринял бы шагов по защите их интересов. То есть, с его точки зрения, иск - не более чем метод самосохранения менеджмента "ЮКОСа".
Между тем российские эксперты подчеркивают, что Россия и США не заключали договор о взаимном признании судебных решений, и по международному праву решение американского суда не обязательно для исполнения в нашей стране. С учетом этого обстоятельства иск "ЮКОСа" может рассматриваться как действие, юридически возможное на территории США. По законам этой страны компания, имеющая там собственность, может прибегать к услугам американской судебной системы. Но Арбитражный суд Москвы счел действия компании незаконными - на том основании, что "ЮКОС" зарегистрирован на территории России и потому любые арбитражные разбирательства законны только в российской судебной системе.
Если хьюстонский суд все же встанет на сторону "ЮКОСа" (и тем самым объявит вне закона аукцион), то у компании появится теоретическая возможность преследовать покупателя "Юганскнефтегаза" за пределами России. Этот фокус несколько лет назад пыталась проделать скандально известная швейцарская фирма "Нога", добившись ареста за долги российского парусника и чуть было не захватившая российские же истребители на парижском авиасалоне.
Но "Газпром" играет в другой весовой категории. Это компания мирового значения и потому обладает огромными экономическими ресурсами для того, чтобы побудить западные страны не принимать во внимание решения хьюстонского правосудия. Тем более сейчас, когда велика вероятность его превращения в самого крупного игрока мирового нефтегазового рынка.
Кстати
Михаил Ходорковский, бывший глава "ЮКОСа", вчера заявил, что обращение в американский суд менеджмента компании с целью защитить ее от кредиторов акционерам не поможет. "Руководство "ЮКОСа" сделало все для спасения компании. И сейчас речь идет о их личной репутации. Акционерам компании это не поможет, но менеджмент понять можно", - отметил М. Ходорковский.