Военная тайна до востребования
Напомню, газета раскрыла старую военную тайну, о которой забыли даже в министерстве обороны. Во время войны в Афганистане, когда для советских вертолетов самым страшным оружием стали именно ракеты с инфракрасной головкой самонаведения, специалисты Зеленоградского НИИ "Зенит", созданного, кстати, сыном известного поэта Эммануэлем Самуиловичем Маршаком, спроектировали оптико-электронную систему со скучным названием Л166В1А.
Оказалось, что эта система, работавшая в определенном импульсном режиме, весьма эффективно слепила инфракрасные глаза как заокеанских ракет "Ред Ай", так и советских "Стрел" (китайского производства) - бывших в то время самым эффективным противовертолетным оружием душманов. Системы оптико-электронной защиты установили практически на все вертолеты, и потери авиации резко снизились.
С начала девяностых годов в нашей стране велись разработки принципиально новой защитной системы. Создать надежную защиту летательных аппаратов от ракет с инфракрасной головкой самонаведения последних поколений очень трудно, но наши оборонщики со сложнейшей задачей справились. Благо и деньги у минобороны в конце концов все-таки нашлись.
Новая система противоракетной обороны получила название "Кольчуга". Состоит она из специальной аппаратуры, фиксирующей атаку ракетами с инфракрасными головками самонаведения, оптико-электронных блоков и тепловых ракет-ловушек. Сердцевиной "Кольчуги" и главной ударной силой стал вращающийся шар с оптическим излучателем, придавший системе ПРО активный характер защиты. При получении сигнала о ракетной атаке шар разворачивается в сторону вероятной угрозы и посылает такой мощный импульс комбинированного излучения точно в глаз ракеты, что она не просто слепнет, а буквально сходит с ума. Чудо военной техники создали все в том же "Зените" под руководством директора института по науке доктора технических наук, профессора Александра Ивановича Кобзаря.
Используя прорехи в нашем законодательстве, можно стать хозяином того, за чем разведки не всегда успешно охотятся годами.
Надо сказать, что международный рынок оружия полон рекламы различных систем, будто бы защищающих самолеты и вертолеты от любых ракет. Особенно навязчиво предлагают свою продукцию фирмы из ЮАР и Израиля. Но, как утверждает Кобзарь, реальные характеристики зарубежных изделий не соответствуют заявляемым. Ни один из предлагаемых на мировом рынке комплексов не сможет защитить от удара "Иглы" или "Стингера". Расчет делается на то, что проверить их эффективность проблематично. А полигонные испытания всегда можно организовать с получением необходимого рекламного эффекта. Единственный реально существующий комплекс защиты от ракетного нападения - американская "Немезида", которая, предположительно, установлена на самолете президента США. Система настолько сложна и дорога, что разработчики "Немезиды" не рискуют выставить на рынок даже ее очень упрощенный вариант.
А вот российская "Кольчуга" в качестве нового и не имеющего конкуренции товара "Рособоронэкспорта" скоро будет готова. Однако сначала необходимо защитить наши винтокрылые машины, которые работают в горячих точках, прежде всего в Чечне. Облачить первые вертолеты в надежные доспехи планируется уже в следующем году - деньги под это выделены. Впрочем, еще не факт, что армейская авиация получит противоракетную защиту, так как за ходом работ "Зенита" - разработчика "стрельбового" комплекса "Кольчуги" внимательно следили и те, кто меньше всего заинтересован в том, чтобы "Стингеры", "Иглы" и "Стрелы" оказались беспомощны против летательных аппаратов, как военных, так и гражданских.
Бандитский подход к антиоружию
Предположим, что в США создали некое супероружие, способное свести на нет все диверсионные потуги приверженцев Усамы бен Ладена. И вдруг на предприятие, где это чудо военных технологий собирают, врывается толпа лиц ярко выраженной арабской наружности с криками: "Мы теперь тут хозяева, директор будет наш человек, стало быть, и оружие - наше!" Любой здравомыслящий человек скажет, что это невозможно в принципе, и будет абсолютно прав. Зато подобное оказалось возможным в нашей стране. Вот что рассказал "РГ" Александр Кобзарь:
- Начиная работу над новым комплексом противоракетной защиты, мы, конечно, ожидали противодействия со стороны тех, кто сегодня активно использует ракетное оружие против нашей техники. Поэтому провели целый комплекс мер по усилению режима секретности на предприятии и организации противодействия техническим средствам разведки. Но враг пришел оттуда, откуда мы его, честно сказать, не ждали.
Осенью 2004 года должны были начаться комплексные испытания нашего "шарика" и подготовка изделия к серийному производству. Именно в это время неожиданно для нас возник пресловутый "спор хозяйствующих субъектов", предприятие едва не разгромили, а совершенно секретная документация оказалась под угрозой ее элементарной кражи на "законных основаниях"...
Сегодня в России есть немало фирм, чей бизнес - силовой захват акционерных предприятий. Одна из таких фирм каким-то образом заполучила небольшое количество акций "Зенита", но никак себя до поры до времени не проявляла.
И, наверное, совсем не случайно как раз в тот момент, когда шла подготовка к началу испытательных работ, у "Зенита" объявились "новые хозяева" в виде некоего параллельного совета директоров. Но поскольку сроки поджимали - оптико-электронная система была практически готова - эти "хозяева" не стали ждать волокиты с арбитражными судами, тем более что шансы их выиграть были минимальны, а предприняли то, что именуется "силовой захват".
Воскресным октябрьским утром полсотни дагестанцев, вооруженных дубинами, ломами и прочим "оружием", разбили окна на втором этаже здания НИИ и по приставным лестницам ворвались внутрь, где учинили настоящий погром. Со стороны это, наверное, напоминало штурм русской крепости полчищем каких-нибудь хазар.
Когда дагестанцев спрашивали, кто они и чего хотят, те на плохом русском языке отвечали, что теперь они здесь работают, а их начальник Мурад Магомедов - один из новых хозяев оборонного предприятия. Этот гражданин действительно имел "документы" заместителя генерального директора "Зенита" по общим вопросам. Генеральным же значился некий Енгоян.
А теперь давайте вдумаемся в суть произошедшего. Здание оборонного НИИ со всей находившейся там секретной документацией и готовыми образцами новейшей военной техники оказалось под полным контролем то ли бандитов, то ли боевиков, то ли действительно новых хозяев жизни в России.
Уникальную противоракетную защиту спас для России начальник УВД Зеленограда, ныне генерал-майор Владимир Морозов. Он решительно вмешался, хотя, на первый взгляд, не имел на это права. Зеленоградские милиционеры вступили с захватчиками в настоящий и очень жесткий рукопашный бой, дело дошло до автоматной стрельбы в воздух. В итоге 47 налетчиков повязали, а предприятие взяли под усиленную охрану.
"Аль-Каида" бьет по русским правилам
Что же выяснилось в ходе начавшихся следственных мероприятий? Все выходцы из Дагестана были зарегистрированы в различных, кроме столичного, регионах РФ. Мурад Магомедов хоть и числился формально жителем Волоколамского района Московской области, к оборонке, похоже, никогда никакого отношения не имел. Компетентные органы сейчас внимательно изучают его биографию и связи. Нападавшие толком объяснить свою агрессию так и не смогли. В том, кто собрал всю эту разномастную компанию и дал ей команду на штурм оборонного предприятия, разбирается следствие. "Гендиректора" Енгояна, кстати, тоже объявили в розыск и арестовали.
Александр Кобзарь написал письмо в ФСБ, в котором просил выяснить, возможно ли под видом хозяйственного спора пытаться "на законных основаниях" остановить важнейшее с точки зрения борьбы против международного терроризма производство и завладеть при этом секретной документацией. Оказалось - возможно.
Ответ из Управления ФСБ по Москве и Московской области стоит процитировать: "Изложенная Вами информация нашла свое подтверждение, в связи с чем приняты дополнительные меры по защите государственной тайны... С учетом важности работ, проводимых в НИИ "Зенит", информация в отношении складывающейся ситуации вокруг предприятия направлена полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, мэру и прокурору Москвы".
Начальник управления по экономической безопасности Москвы Александр Корсак отметил оперативность и правомерность действий начальника УВД Зеленограда по защите оборонного НИИ от попытки агрессивного захвата, но в то же время подчеркнул, что проблема эта не московская, а государственная.
Действительно, законодательство запрещает и ФСБ, и МВД участвовать в разрешении споров хозяйственных субъектов. Может быть, это правильно. Вот только почему же в России стало возможно то, что немыслимо ни в одной стране с действительно развитым рынком? И всегда ли побудительным мотивом к силовым захватам предприятий, их умышленным банкротствам или перепрофилированию производства является только чья-то неуемная алчность? Почему нельзя допустить, что за иными "бизнесменами" с большой дороги, орудующими в сфере оборонно-промышленного комплекса, не стоит та же "Аль-Каида". Ведь, используя прорехи в российском законодательстве, оказывается, можно запросто стать хозяином того, за чем разведки, не всегда успешно, охотятся годами.