- В чем, по вашему мнению, заключаются основные проблемы принятия закона "Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовых рынках"?
- У предшествующего законопроекта был ряд существенных недостатков, в частности, он не затрагивал вопросы использования инсайдерской информации на иных, кроме рынка ценных бумаг, финансовых рынках - валютном рынке, банковском. Само понятие инсайдерской информации было сформулировано недостаточно четко. Круг инсайдеров в нем был определен очень узко и касался в основном лиц, непосредственно располагающих инсайдерской информацией. В предшествующем законопроекте отсутствовали специальные механизмы привлечения к ответственности государственных служащих, что тоже, на наш взгляд, не делало его сильней.
Существуют и субъективные причины, задерживающие принятие закона. Не секрет, что в настоящее время сделки с использованием инсайдерской информации совершаются фактически безнаказанно. В этой связи совершенно очевидно, что у разрабатываемого законопроекта существует немало противников, главным образом тех, кто в настоящее время совершенно безнаказанно осуществляет инсайдерскую торговлю и строит на этом бизнес.
- Какова основная концепция закона?
- Предполагается, что в законе будут определены основные критерии инсайдерской информации. Это отношение к эмитентам или их ценным бумагам, недоступность для всех, а также способность оказать воздействие на рыночную цену. Необходимо четко определить круг лиц, располагающих инсайдерской информацией, это могут быть не только имеющие непосредственный доступ к инсайдерской информации, но и косвенный. В документе мы планируем установить перечень ценных бумаг и иных финансовых инструментов, в отношении которых возможно использование такой информации. Важным моментом является введение четких запретов на использование инсайдерской информации, в том числе через третьих лиц, запрет давать рекомендации, основанные на инсайдерской информации, запрет на совершение косвенных сделок.
Для выявления случаев использования инсайдерской информации, видимо, потребуется определить полномочия федерального органа исполнительной власти по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, а также установить меры ответственности за ее использование, в зависимости от степени причиненного вреда.
- Видимо, Закон "Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовых рынках" должен создать одинаковые правила игры. Какими будут они? Что конкретно попадает под понятие инсайдерской информации?
- Да, в концепции идет речь о принятии специального закона об инсайдерской информации и манипулировании ценами, который объединит основные нормы, регулирующие недобросовестную торговлю на рынке ценных бумаг. Инсайд и манипулирование тесно связаны между собой. Аналогичный подход к регулированию недобросовестной торговли заложен и в прошлогодней директиве ЕС, и существует во многих странах Европы. За основу понятия инсайдерской информации предполагается взять критерии, установленные указанной директивой ЕС.
- Будет ли в законе предусмотрен механизм для доказательства факта инсайда. Или здесь будет нужен какой-либо дополнительный закон?
- Вопрос сбора доказательств в отношении фактов совершения правонарушений в сфере использования инсайдерской информации один из наиболее трудных. В большинстве зарубежных юрисдикций регуляторы имеют широкие полномочия по выявлению правонарушений в данной сфере. Наша концепция предполагает расширение полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, а также привлечение для этих целей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. К таким полномочиям предполагается отнести право проводить проверки инсайдеров, требовать предоставления необходимых документов; получать объяснения, исследовать документы, снимать информацию с технических каналов связи и другие. Предполагается также установить специальные механизмы выявления правонарушений и привлечения к ответственности государственных служащих.
- В новом варианте закона прозвучали понятия первичных и вторичных инсайдеров. Чем они отличаются?
- Невозможность использования инсайдерской информации предполагает запрет на ее использование не только лицами, имеющими непосредственный доступ к такой информации, но и так называемыми "вторичными инсайдерами", т. е. третьими лицами, получившими от них инсайдерскую информацию. В этой связи директива ЕС, а вслед за ней и концепция закона предполагают невозможность передачи инсайдерской информации третьим лицам, невозможность консультирования и совершения иных действий, связанных с передачей и распространением инсайдерской информации. Какие именно штрафные санкции предусмотрены в законе?
В настоящее время разработана только концепция федерального закона. Предполагается, что размеры штрафов будут соразмерны совершаемым правонарушениям в сфере использования инсайдерской информации. В этих целях будут внесены изменения как в Кодекс об административных правонарушениях, так и в Уголовный кодекс. Достаточно сказать, что в зарубежных юрисдикциях санкции за инсайдерскую торговлю сформулированы в виде штрафов в крупном размере или лишения свободы.
- Какие есть еще меры борьбы с инсайдом общесистемного характера?
- Концепция предполагает установить комплекс мер по предотвращению использования инсайдерской информации. Такими мерами являются, например, требования по раскрытию инсайдерской информации, обязанность эмитентов ценных бумаг ведения списка инсайдеров, обязанность эмитентов и организаторов торговли на рынке ценных бумаг уведомлять Федеральную службу по финансовым рынкам о сделках, совершенных с использованием инсайдерской информации.
- Когда будет принят этот закон?
- В настоящее время разработана только концепция проекта федерального закона, поэтому говорить о реальных сроках его принятия пока рано.