Новый законопроект определяет порядок действия лиц, заинтересованных в переводе земельных участков из одной категории в другую, а также порядок действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок инициирования процедуры перевода земель из одной категории в другую, содержание и сроки рассмотрения ходатайств, порядок принятия решений, оснований отказа и порядок обжалования решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Также в законе прописаны особенности перевода земель особо охраняемых территорий, промышленности, энергетики, обороны и земель иного специального назначения, а также земель лесного и водного фондов.
Документ ждали давно, ведь сейчас порядок перевода земель из одной категории в другую в федеральном законодательстве практически не урегулирован. В Земельном же кодексе сказано, что порядок перевода земель из одной категории в другую должен регулироваться специальным законом. Напомним, что Земельный кодекс был внесен в 2001 году. Сейчас действует один указ президента от 27 октября 1993 года, в соответствии с которым продажа земельных участков, используемых в сельхозпроизводстве, производится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. В остальных случаях на практике перевод земель в другую категорию произвольно осуществляется органами местного самоуправления. В результате чего складывается двойная ситуация.
С одной стороны, тормозится организация новых производств на землях, являющихся сельскохозяйственными. С другой стороны, существуют злоупотребления местных властей, в результате чего возникают хаотичные застройки. Все это приводит к нерациональному использование земель. В результате чего за последние 13 лет земли, относящиеся к сельхозугодьям, сократились на 10 процентов до 40 миллионов гектар.
В принятом законопроекте сельскохозяйственные земли охраняются теперь с особенной тщательностью. Перевести без проблем сельхозучасток можно только в категорию земель особо охраняемых. Перевод его в другую категорию можно сделать только в случае невозможности его использования в соответствии с ранее установленным целевым назначением, при возникновении чрезвычайных экологических и технологических ситуаций, для выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их дислокации и при изменении черты поселения. Но, что самое главное, каждый раз еще надо будет доказать, что не будет причинен убыток сельскохозяйственному производству. Для этого к ходатайству, помимо обязательной кадастровой оценки земли и заключения экологической экспертизы, требуется предоставить расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного или лесного хозяйства.
Что касается перевода участков Лесного и Водного фонда, то здесь порядок перевода помягче. Основанием для перевода этих участков могут быть и иные случаи, установленные федеральными законами. Принятие законопроекта, как считают эксперты, будет способствовать созданию регламентированной и максимально прозрачной процедуры перевода земель из одной категории в другую.