Перед началом вчерашней пресс-конференции аккредитованные на нее журналисты в основном спорили лишь по одному вопросу - насколько долгим на этот раз будет общение президента с российскими и иностранными СМИ. В том, что рекорд будет побит, практически никто не сомневался. Когда время пресс-конференции перевалило за два-сорок, многие в зале все чаще стали посматривать на часы. Тем более что последние минуты общения Владимир Путин решил полностью отдать коллегам из регионов, которые без устали приглашали президента к себе на родину и поздравляли всех присутствующих и лично Владимира Путина с Новым годом. И рекорд состоялся - пресс-конференция продолжалась ровно три часа. Если так дело пойдет и дальше, то сколько же времени придется Владимиру Путину отвечать на вопросы журналистов к концу своего второго президентского срока?
Впрочем, с каждой новой пресс-конференцией, общаясь с прессой, президент РФ, очевидно, становится все более раскрепощенным. Завершив трехчасовую пресс-конференцию, Путин отнюдь не выглядел уставшим. И, казалось, мог бы еще часок-другой поговорить о мировых и российских проблемах. Правда, и журналисты его не очень мучили каверзными вопросами. Неожиданно безобидными на этот раз были корреспонденты западных СМИ. Американский коллега как-то очень мягко спросил о том, изменилось ли что-нибудь в отношениях Владимира Путина с Джорджем Бушем после того, как оба они были переизбраны на второй срок. А журналист ВВС скромно поинтересовался у президента, не пугает ли его критика Запада по поводу того, как были проданы 70 процентов акций "Юганскнефтегаза".
Буш, по словам Путина, человек порядочный: "Я ему полностью доверяю". А аукцион по продаже акций "Юганскнефтегаза", по мнению президента, проведен в строгом соответствии с российским законодательством: "Никаких проблем по сути я не вижу".
Не спрашивали российского президента на этот раз и о Чечне. Как не вызвала журналистского интереса крупнейшая партия "Единая Россия" и ее дела. Не было и просьб оценить работу за год почти всех институтов власти, разве что работу правительства не обошли вниманием.
Всего задать свои вопросы Владимиру Путину удалось 51 журналисту. Но так как каждый из них одним вопросом ограничиться не собирался, то в итоге ответов было дано не менее ста. Всего пятнадцать вопросов касались международной политики. Причем три раза журналисты интересовались отношением Путина к ситуации в Абхазии. На этот раз неожиданно мало было и личных вопросов - о том, как в семье президента отмечают Новый год, какие планы у его дочерей и чем собирается заняться Владимир Путин после 2008 года и не стоит ли у него в планах 2012 год в качестве еще одной попытки стать президентом России? Кстати, ответы на эти вопросы были самыми короткими - в среднем по тридцать секунд. Новый год он обычно отмечает дома, но не уверен, что выросшие дочки присоединятся к ним с женой, а не отправятся встречать Новый год с друзьями. О том, что будет делать после того, как перестанет быть президентом, Путин, конечно же, думает, но окончательный выбор пока не сделал - времени для размышлений еще предостаточно.
Прямо на пресс-конференции президент впервые получил подарок от журналистов - бело-синюю статуэтку от представительницы Серпуховской области. Прессой вчера было опробовано и еще одно нововведение. Поскольку и через два часа после начала общения лес рук тех, кто хотел задать вопрос Путину, не редел, чтобы как-то привлечь к себе внимание главы государства, журналисты стали поднимать вверх импровизированные таблички. Идея оказалась удачной. Свои вопросы задали хозяева табличек с надписями "Тула", "Село", "Уфа". Только один плакат вызвал у Путина неоднозначную реакцию. "Что это за знак масонский?" - поинтересовался он у журналиста, но право задать вопрос все же предоставил.
По сути, почти ничего сенсационного за три часа пресс-конференции Путин так и не сказал. В большинстве ответов он лишь повторил уже не раз им сказанное за последние месяцы. Так, к примеру, президент отметил, что Россия обеспокоена попытками решения политических проблем на постсоветском пространстве неправовыми способами: "Самое опасное - создание системы перманентных революций, то розовых, то каких-то там голубых". Глава государства, очевидно, сознательно не назвал "оранжевых", хотя, судя по всему, имел он в виду прежде всего ситуацию на Украине. Правда, кое-что новое все же журналистам удалось узнать. Так, если два дня назад во время встречи с немецким канцлером Герхардом Шредером Владимир Путин назвал отношения с Виктором Ющенко "неплохими", то вчера эти отношения уже стали "добрыми". Впрочем, предвосхищать результаты намеченного на это воскресенье третьего тура выборов президента Украины он не стал: "Хотя социология нам известна". Не оказались новыми и оценки ситуации в Ираке в связи с проведением выборов на "оккупированной территории". Вообще система выборов во многих странах, а не только в Ираке, вызвала критику президента. Досталось даже США, претензии к которым в свое время высказывала ОБСЕ.
Наиболее интересными были ответы Владимира Путина на внутриполитические вопросы. Поскольку столь обширное общение с журналистами после путинских инициатив от 13 сентября (по реформированию порядка избрания губернаторов, созданию Общественной палаты и избранию Думы по партийным спискам) происходило впервые, трактовки главы государства собственных предложений давали некую расшифровку последних действий власти.
Во-первых, Владимир Путин заявил, что никаких планов по созданию унитарного государства у него нет, хотя многим казалось, что изменение формы избрания губернаторов - первый шаг на пути "от Федерации". Во-вторых, президент пояснил, что в Кремле не собираются целенаправленно заниматься укрупнением регионов, если, конечно, некоторые из них не проявят инициативы в этом вопросе. В-третьих, мэры городов, по мнению Путина, должны по-прежнему избираться. Однако президент напомнил, что в законе есть норма, разрешающая населению самостоятельно избрать себе форму правления муниципалитетами. Если люди решат, что схема, подобная назначению-избранию губернаторов, подходит больше и для муниципалитетов, то на референдуме может быть принято соответствующее решение.
В-четвертых, президент чуть ли не впервые не стал жаловаться на отсутствие в стране кадрового резерва и, сославшись на опыт назначения новых людей в правительство, отвечал на вопрос о 89 губернаторах, которых предстоит Кремлю назначать.
И наконец, Путин дал оценку затеянной им самим административной реформе. С одной стороны, он не слишком доволен ее темпами, но, с другой - глава государства прекрасно понимает, что любая реформа в России отдает неспешностью. Тем не менее правительство, ставшее "жертвой" административной реформы, Путин считает командой единомышленников. А то, что заседания правительства иногда бывают очень жесткими, так это "милые бранятся - только тешатся", да и у журналистов просто есть эксклюзивная возможность наблюдать это буквально в прямом эфире. (Что президенту, похоже, не очень-то нравится.)
Несколько заданных журналистами вопросов все же остались без ответа президента. К примеру, японскому коллеге Путин не сказал, когда состоится его визит в Японию. Хотя, если учесть то, как трудно в последнее время стало Кремлю найти общий язык с официальным Токио, продолжающим настаивать на скорейшей передаче четырех Курильских островов, не трудно предположить, что Владимир Путин пока просто и сам не знает, когда именно появится возможность провести результативные переговоры с японским руководством.