Такой сенсацией пять лет назад была переданная телекомпаниями 125 стран "Травиата" Верди.
25-миллионнодолларовый проект не имеет прецедентов, по сложности и дерзости он далеко превосходит похожий эксперимент Александра Сокурова со съемкой в Эрмитаже полуторачасового фильма "Русский ковчег" одним кадром. Оперу Верди впервые зафиксировали на пленке в местах ее предполагаемого действия. Бал у Виолетты Валери снят в парижском отеле Бужелен - здании XIX века на левом берегу Сены, которое теперь служит резиденцией итальянского посла. Полюбив друг друга, Виолетта с Альфредом удаляются в поместье Жермонов - подходящее нашли аж в самом Версале, в очаровательном домике, построенном для Марии Антуанетты, - она там, говорят, любила воображать себя простой молочницей. Там же жестокосердный отец Альфреда Жорж Жермон убедит нашедшую свое счастье Виолетту, что светская куртизанка его сыну не ровня. Бал, где Альфред жестоко оскорбляет бывшую возлюбленную, снимался в парижском Малом Дворце, воздвигнутом специально для Всемирной выставки 1900 года одновременно с Эйфелевой башней. И, наконец, смерть несчастной случится в одной из квартир на острове Сен-Луи, откуда открывается роскошный вид на Нотр-Дам.
Все снято за два дня, причем не было никаких предварительных записей - только живая музыка. Оркестр итальянского радио и телевидения RAI под управлением Зубина Меты располагался в одной из крупнейших парижских студий "Зал Ваграм", его звук подавался каждому исполнителю, от солистов до хора, в радионаушники, замаскированные в париках и одежде, а дирижера артисты могли видеть на телевизионных мониторах. Среди множества видеокамер одна, специально разработанная, была принайтовлена ремнями прямо к телу оператора так, что он мог с ней лавировать между танцующими на балу и приближаться к своей жертве на минимальное расстояние, видя ее в самых немыслимых ракурсах.
В партии Альфреда блеснул молодой аргентинский тенор Хосе Кура, недавно приезжавший в Москву. А наибольшей сенсацией в этом и без того незаурядном проекте была новая оперная звезда - сибирячка, уроженка Омска и выпускница Новосибирской консерватории Этери Гвазава, спевшая Виолетту.
Пригласить никому не известную певицу участвовать в таком эксперименте - это был, конечно, риск. Режиссер фильма и душа всего проекта Андреа Андерманн нашел ее в маленькой немецкой оперной труппе и был поражен не только ее голосом, но и незаурядной, как он считает, телегеничностью. Он уговорил Гвазаву порвать все контракты и полгода держал взаперти - три месяца она изучала в Риме итальянский язык и еще три месяца входила в освященный многими великими сопрано образ Виолетты. "Я уверен, ее ждет блестящая карьера, - говорит Андерманн. - Она настоящая трагическая актриса с глубокой русской душой".
Сам факт показа такого фильма по главному российскому телеканалу в праздничный час симптоматичен. Это значит, что классическая опера, переболев гибельным минимализмом и пыльной архаикой, обогатилась опытом современного шоу-бизнеса и снова становится популярным зрелищем.