29.12.2004 04:00
Власть

Любовь Слиска - об итогах года работы Госдумы

Любовь Слиска за понятные людям законы, помогающие защитить свои права
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3666)
Читать на сайте RG.RU

- Любовь Константиновна, пришло время итогов и первого года работы Госдумы четвертого созыва, и осенней сессии...

- После выборов депутаты сразу погрузились в работу и быстро набрали темп в законотворчестве, главном виде своей деятельности. По количеству внесенных поправок в законы и новых инициатив первый год работы новой Думы был более результативен. Нынешняя Дума рассмотрела в два раза больше законопроектов, чем депутаты третьего созыва в 2000 году за аналогичный период. По отклоненным законопроектам тоже есть опережение. Впрочем, расчисткой законодательных завалов мы занимались и в предыдущий созыв. Однако поток, кажется, неиссякаем - только освободим думский портфель от одних документов, потерявших свою актуальность, как их место занимают новые... Субъекты законодательной инициативы, к сожалению, не делают анализа уже принятых и введенных в действие законов и продолжают атаковать Госдуму идеями, предлагая правовое решение проблем, которые законодателем уже решены, и решены на более качественном уровне.

В этом году мы существенно изменили регламент, внесли около двадцати поправок, исключив всякие уловки, которые становились на пленарных заседаниях предметом торга и споров - нарушен регламент или не нарушен регламент. Сейчас мне кажется, мы абсолютно правильно делаем, что меняем и формат "правительственного часа". Нельзя, как это делалось до сих пор, министру давать на доклад всего пятнадцать минут, а то и в два раза меньше, если на "правительственный час" приглашены двое. За это время трудно предоставить в нужном объеме ту информацию, которая депутатов интересует и которую министры могли и хотели бы сообщить. Так что работа органа законодательной власти совершенствуется, что, собственно, и должно происходить, - мы набираемся опыта.

- В какой степени опыт, приобретенный Думой за одиннадцать лет, сказывается на качестве принимаемых законов?

- Отличным качество законов действительно пока не назовешь. Все помнят не очень удачные законы о гражданстве и о референдуме. Но хорошо, что ошибки обнаруживались быстро, пока они не принесли обществу и конкретным людям большого вреда. Мы были самокритичны и "работу над ошибками" провели своевременно. Но иногда в Думу поступают такие законотворческие инициативы, плюсы и минусы которых могут отчетливо проявиться только при их реализации. Поэтому мы принимаем подобные законы с определенными условиями. Я считаю, что "Единая Россия" правильно сделала, когда проявила настойчивость и добилась того, чтобы закон о замене льгот денежными выплатами был подкреплен специальным, социально направленным постановлением из более чем двадцати пунктов. Лично я особого оптимизма по этому поводу не испытываю, вопросы еще остаются, вижу это, бывая в регионах. И думаю, что в следующем году нам придется вносить в закон поправки. Но это естественно. Требует доработки каждый серьезный правовой акт, который затрагивает интересы большого числа граждан - а этот коснется почти 106 миллионов человек.

- Но Дума, предполагая такие последствия, все-таки отважилась его принять?

- А разве может страна с населением в 140 миллионов обеспечивать льготы ста миллионам? Это же какие доходы нужны?!

- Что, на ваш взгляд, Думе не удалось за этот год?

- Есть сожаление, что мы не подняли планку минимального размера оплаты труда до 900 рублей с первого января 2005 года. Аргументы правительства, которые были приведены во время последних консультаций, показались нам убедительными. Но депутаты, проголосовав за 720 рублей, оставили за собой право при возникновении определенных обстоятельств все-таки скорректировать его в сторону увеличения.

- Во время нынешней сессии самыми актуальными, увы, стали законы о борьбе с терроризмом. Однако их пришлось долго ждать. Вместо антитеррористических в первоочередные выдвинулись законотворческие инициативы, меняющие политическую систему, то есть стали воплощаться идеи, которые уже давно обсуждались. Почему именно сейчас пришла их пора?

- Я не хотела бы, в отличие от некоторых моих коллег, изменения в формировании органов власти напрямую связывать с борьбой с терроризмом. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что некоторые известные вопиющие факты показали неспособность многих глав субъектов Федерации брать на себя ответственность в принятии серьезных и рискованных решений. Да и не могут они эту ответственность взять, потому что, объявляя себя всенародно избранными, большинство их понимает, что на самом деле получили поддержку едва ли четвертой части жителей своего региона. Я еще четыре года назад говорила, что губернаторов надо назначать - ведь две трети избирателей в выборах участия не принимают. А тех, кто участвует, порой бесцеремонно обманывают.

Конечно, у нас немало глав субъектов Федерации, пользующихся доверием народа и имеющих высочайший авторитет. Но с лицемерием таких губернаторских выборов, результаты которых определяют административный ресурс или деньги местных олигархов, действительно пришла пора заканчивать.

- В последние дни несколько обострились отношения Думы и правительства. Свои претензии руководители нижней палаты высказали на недавней встрече с премьером Михаилом Фрадковым. Откуда такая жесткость?

- Накопилось... Вот недавний пример - в 2003 году правительство внесло в Думу несколько законопроектов, а теперь пять из них отзываются как неактуальные. Как такое могло быть - разработчики документов не просчитали даже на год вперед актуальность своих идей?

Осенью мы пошли на беспрецедентный шаг: включили в свой план не только готовые законопроекты, но и законотворческие инициативы. Больше половины их осталось нереализованными. Правительство медлит с внесением своих проектов и не дает отзывов на депутатские - мы вынуждены снимать их с повестки дня. Я понимаю, идет административная реформа, но не все же в кабинете министров заняты ею.

- Но у вас в правительстве есть свой человек - бывший первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков...

- Вот благодаря ему нам и удается решать основной блок вопросов. Иначе вообще была бы тупиковая ситуация. Правительству надо радоваться, что у нас такая Дума, которая способна принять важные законы, и в будущем году активнее проявлять законотворческую инициативу. В 2006 году депутаты уже начнут готовиться к выборам. А при пропорциональной системе выборов вряд ли у какой-то одной фракции в следующей Думе будет конституционное большинство.

- Поначалу многие наблюдатели отводили четвертой Думе роль простой штамповочной машины, которая легким нажатием кнопок будет двигать в жизнь все инициативы президента и правительства...

- Но видите, это не так. Напряженность в отношениях с правительством в нынешнюю сессию у нас возникала не только по поводу антитеррористических законопроектов. Непростыми были переговоры об увеличении минимального размера оплаты труда. Но председатель Госдумы Борис Грызлов занял принципиальную позицию и не спешит исполнять "пожелания".

- Любовь Константиновна, а вы не допускаете, что новый порядок формирования Госдумы - исключительно по партийным спискам - создаст проблемы и для "Единой России". И не через три года, когда будут проходить выборы, а уже в ближайшее время? Ведь очевидно, что далеко не все депутаты, желающие попасть в партийный список на новых думских выборах, получат в нем место.

- А в этом вообще никто не может быть уверен до конца. Сейчас мы находимся в политическом зените. Но все проходит. И каждый день надо думать не о том, что ты получишь, когда закончится срок твоих полномочий, а о том, что оставишь после себя. Мне бы очень хотелось, чтобы в партийные списки попали те, кому народ будет доверять, те, с кого можно будет спросить, те, у кого душа действительно болит за Россию, а не за свой карман, не за свой политический имидж. Такие, кстати, есть и среди депутатов, которые уже на протяжении многих лет избираются по одномандатным округам. Жаль, если их избрание на новый срок будет зависеть от того, понравятся они какому-то партийному чиновнику или нет.

- Но это неясность перспектив в "Единой России" может заставить некоторых "единороссов" перебраться в другие партии, где у них будет больше шансов. Процесс вроде бы уже начался - ушел Игорь Морозов.

- Игорь Морозов ушел, но к нам пришел депутат Ветров из фракции ЛДПР. В таких переходах нет ничего необычного, они случались и в прошлых созывах Госдумы. Некоторые говорят о необходимости введения императивного мандата - чтобы депутат, попавший по партийному списку в Госдуму, а затем покинувший родную фракцию, лишался мандата. Но мне кажется предпочтительным вариант, когда депутат уходит в другую фракцию на освободившийся в ней мандат.

- Вы не устаете ругать своих коллег за прогулы...

- О дисциплине говорить не устаю. Сейчас и в регламентном комитете размышляют над тем, как повысить явку депутатов на пленарные заседания. Вот если бы за прогулы высчитывали из депутатской зарплаты или лишали мандата, может быть, это заставило бы народных избранников не пропускать заседаний. Но кто ж такое решение против себя, любимых, примет. Я как-то в пятницу посчитала - на пленарном заседании в зале сидело всего 49 депутатов!

- Но, может быть, депутаты нынешнего созыва потеряли интерес к пленарным заседаниям, потому что главная дискуссия по законопроектам идет в партии "Единая Россия" и на президиуме фракции, а на пленарных заседаниях открываются шлюзы оппозиции - для политических заявлений.

- Думским регламентом предусмотрено время политических заявлений - по пятницам, в конце дня, и левые его активно используют. Многие из них спешат сделать политическое заявление с утра, когда идет обсуждение повестки - отметились, покрасовались перед камерами и удалились. К "единороссам" это не относится.

- Деятельность нынешней Думы уже с самого начала стала обрастать разными слухами - о досрочном роспуске, о создании новой партии власти, о разделении "Единой России" на правых и центристов. Почему?

- Кто-то работает, а кто-то распускает слухи и за это получает деньги. Что же касается новой партии - на пустом месте партии никогда не рождаются. И если говорят, что "Единая Россия" - это заслуга Кремля, то это очень хорошая заслуга.

- Сейчас вновь начались споры по поводу закона о лоббировании...

- Я не хочу такого закона. Может быть, лет через двадцать он станет необходим. А сейчас будет провоцировать коррупцию.

- Насколько сильны в нынешней Думе лоббистские настроения?

- Сильны. Я это почувствовала по закону о пиве, по работе над поправками в Уголовный кодекс и другими законами. Возьмите последний пример - когда Дума не приняла во втором чтении поправки в Градостроительный кодекс об обязательности аукционов при выделении земельных участков под строительство. Было откровенное лоббирование.

- Скоро новый год и новая сессия. Чем займутся депутаты?

- Думаю, работы у нас будет много, остаются законопроекты по борьбе с терроризмом. Предстоят реформы здравоохранения и образования. Требуются изменения в Налоговом кодексе. Мне бы хотелось, чтобы в будущем году мы не забыли о зарплате военнослужащих, смогли бы помочь матерям, которые одни воспитывают детей, приняли бы законы, стимулирующие рождаемость. Думаю, в будущем году нам удастся усовершенствовать взаимодействие ветвей власти в законотворческой работе, сделать ее более конкретной: президент обозначил основные направления в своем ежегодном Послании, правительство определяет среднесрочную программу, а Государственная Дума уже решает, когда и какие законы должны появиться.

Госуправление Госдума