13.01.2005 02:00
Власть

Архангельская область строит планы на будущее

Текст:  Николай Киселёв (губернатор Архангельской области)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3671)
Читать на сайте RG.RU

Архангельск и Северодвинск, Соловки и Новая Земля, Плесецк и Сольвычегодск - все это Архангельская область. В нашем крае удивительно переплелись старое и новое, традиции и современность. Каким быть региону и стране в 2005 году, как будет развиваться Архангельская область - вот темы, которые хочется обсудить вместе с вами.

Диктует время

Россия вошла в новый мир - мир глобальной конкуренции и глобальных же угроз. Вошла после трудных лет становления своей государственности. Девяностые годы стали проверкой на прочность не только власти, но и всех наших граждан. Новый этап в развитии страны начался в 2000-м, и вот уже четыре года Россия уверенно восстанавливает многие из утраченных ранее позиций.

Прошедший год стал для нее одним из самых сложных. Страна столкнулась с фактическим объявлением войны со стороны международного терроризма, что потребовало качественного пересмотра системы федерального и регионального управления, заставило по-новому взглянуть на наши проблемы.

В своем Послании Федеральному Собранию в мае 2004 года президент России Владимир Путин сказал, что мы лишь недавно подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. Сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Только так мы сможем выстоять в современном мире, в условиях обострения глобальной конкуренции между ведущими державами, появления новых угроз, главной из которых стал международный терроризм.

Слова президента России в полном объеме применимы и к нашему региону.

Архангельская область находится далеко от Северной Осетии, однако бесланская трагедия не обошла нас стороной. Она не только болью отозвалась в сердцах людей, но и показала недостатки в работе исполнительной, в том числе региональной власти, необходимость повышения качества государственного управления, поиска новых форм и методов взаимодействия между региональной и федеральной властью с целью сохранения единства и территориальной целостности Российской Федерации.

Итоги-2004

Региону потребовались новые идеи и технологии для того, чтобы, решая поставленные президентом задачи, добиться главной цели - превратить Архангельскую область в зону социальной стабильности и устойчивого экономического роста.

Необходимый задел для этого был создан в прошлом году. Полномочный представитель президента России в СЗФО Илья Клебанов назвал нашу область одним из лидеров округа по темпам экономического роста. Действительно, промышленное производство в 2004 году возросло на 38 процентов, причем этот рост достигнут преимущественно за счет развития наукоемких и высокотехнологических производств. На 27 процентов выросли объемы инвестиций. Реальные доходы населения увеличились на 12 процентов.

Существенно обновились все органы власти, что тоже стало одним из наиболее важных итогов минувшего года. Состоялись выборы губернаторов, глав городов и районов, депутатов областного Собрания и муниципальных Советов. И сейчас в области созданы все условия для совместной конструктивной работы на ближайшие четыре года.

Одним из значимых итогов-2004 стало подписание соглашения между Архангельской областью и Ненецким автономным округом. В сложной и подчас острой дискуссии нам удалось выработать и утвердить базовые принципы для дальнейшей совместной работы.

Подписание договора стало возможным благодаря активному участию в этом процессе федеральных органов власти. По моему мнению, наработан уникальный опыт взаимодействия федеральной и региональной власти при решении сложных проблем. Это и есть усиление властной вертикали, о котором говорил президент России. Очевидно, что оно пошло на благо жителей обоих регионов.

Реформа социальной сферы, изменение системы взаимоотношений центра и регионов потребовали от обновленной администрации области максимальной концентрации усилий для сохранения политической и экономической стабильности. И эта цель была достигнута.

Повысить качество управления

В 2005 году перед нами стоит задача укрепления государственной власти, создания современной системы управления, адекватной современным вызовам и угрозам.

Убежден, что в новой системе взаимоотношений центра и регионов необходимо объединение в рамках единой структуры административных, финансовых, политических, интеллектуальных и управленческих ресурсов для решения федеральных и региональных задач.

Региональная власть должна стать реальным проводником общегосударственных интересов, надежным механизмом обеспечения единства и территориальной целостности страны. Это требует повышения качества управления. На региональном уровне нужны такие управленческие структуры, которые способны работать одинаково эффективно в режиме "кризисного управления" и стратегического планирования.

С данной целью формируется новая модель управления регионом. Мы планируем отделить вопросы стратегического управления и контроля от вопросов оперативного управления экономикой. Создаваемый в областной администрации Центр по стратегическому управлению и планированию станет тем самым штабом, который будет отвечать за вопросы перспективного развития региона и координацию деятельности региональных и федеральных органов власти.

Чтобы область динамично развивалась, требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, приведение ее в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями.

Эффективная работа любой власти возможна лишь при контроле за ее деятельностью со стороны населения. Мировой опыт показывает, что решить эту задачу можно лишь в тесном взаимодействии законодательной и исполнительной власти.

Вижу необходимость и более активного участия населения в процессе принятия важнейших политических и социально-экономических решений, для чего предполагается создать Общественную палату области. Она также станет одним из инструментов гражданского контроля за деятельностью власти.

Жми на газ

Но вернемся к вопросам, которые будет решать создаваемый в администрации области центр. Речь идет прежде всего о стратегии, которой нужно заниматься уже сегодня. Область слишком долго жила одним днем и пустыми разговорами о наших огромных перспективах.

Взять, например, отрасль, без развития которой невозможно движение вперед, - энергетику.

Так получилось, что еще в советские годы энергосистема Архангельской области была ориентирована на использование дорогостоящих мазута и угля. В итоге сегодня мы, живя на севере, имеем одни из самых высоких в стране тарифов на электроэнергию и тепло. Нашим предприятиям очень трудно, порой невозможно конкурировать с предприятиями других регионов, участвовать в международной кооперации.

Решение энергопроблемы я вижу в использовании других, более дешевых видов топлива, в частности, природного газа. Но для этого нужно, как минимум, довести сначала до Плесецка, а затем до Архангельска газопровод, строительству которого из-за недостаточного финансирования исполнилось уже более десятка лет.

Конечно, одной области с такой капиталоемкой задачей не справиться. Поэтому сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы привлечь к финансированию строительства газопровода как можно больше предприятий и федеральных ведомств. Тем более что интерес к этому объекту есть.

Например, газификация космодрома "Плесецк" позволит основной космической площадке России развиваться более быстрыми темпами, приведет к созданию новых рабочих мест, что актуально для семей военнослужащих, особенно их женской части.

Очень важным является и эффективное взаимодействие с ОАО "Газпром". С этой компанией в прошлом году область подписала соглашение о сотрудничестве, которое, я надеюсь, даст новый импульс нашей совместной работе.

Архангельская область богата природными ресурсами. Это и алмазы, и бокситы, и базальты, и другие полезные ископаемые. Но освоение их шло, считаю, низкими темпами. Здесь было много и субъективных, и вполне объективных причин. Одну из них я уже называл - это дорогая энергетика региона. А ведь переработка тех же бокситов, на которые сегодня мы делаем ставку, очень энергозатратное производство.

Навести порядок в лесу

Не могу не сказать и о такой важной теме, как освоение лесных богатств нашей области. Не секрет, что задача по созданию эффективной системы контроля, управления и рационального использования лесных ресурсов не решена пока еще и на федеральном уровне. Развитие российской лесной и лесоперерабатывающей промышленности серьезно отстает от общемировой.

Несмотря на принимаемые меры, до сих пор не решены вопросы перехода к экспорту продуктов глубокой лесопереработки, усиления контроля за вывозом леса за рубеж, предотвращения нанесения ущерба экономическим интересам страны. Колоссальные прибыли, получаемые от торговли лесом, продолжают оседать на счетах в оффшорных компаниях.

На территории нашей области находятся крупнейшие в России целлюлозно-бумажные комбинаты, способные вывести страну в мировые лидеры. Но обновление основных фондов, внедрение новых технологий идет там недостаточно быстрыми темпами. Во многом эксплуатируется производственный потенциал, созданный еще во времена Советского Союза.

Подобное положение вещей недопустимо. Собственник должен вкладывать деньги в модернизацию и развитие производства, повышение конкурентоспособности производимой им продукции.

Мы в Архангельске прекрасно понимаем, что наведение порядка в лесной отрасли - общефедеральная задача, и многое в этом направлении уже делается. В этой отрасли необходимо грамотное сочетание экономических и административных методов. Появление в лесной промышленности "эффективного и социально ориентированного собственника" возможно при объединении усилий центра и регионов, создании механизмов контроля и экономического стимулирования.

В этой связи администрацией области в тесном контакте с федеральными органами власти разрабатывается комплекс мер по улучшению ситуации в лесной отрасли.

В бюджет-2005, например, заложены средства на установку современной лазерной системы, которая с помощью космического спутника будет осуществлять контроль за передвижением по территории области лесоматериалов и учитывать их реальные объемы.

Кроме того, администрация области продолжит заключать договоры о социальном партнерстве, в том числе с предприятиями лесопромышленного комплекса. К примеру, одно из таких, подписанных в 2004 году соглашений - с корпорацией "Илим Палп" (в нее входит Котласский ЦБК), включает в себя детальную программу финансовых вложений этой компании в развитие производства и социальной сферы области.

В первом квартале 2005 года специалисты обладминистрации проанализируют финансово-экономическое положение тех предприятий основных отраслей, где самый низкий уровень заработной платы. Это будет сделано для выявления "серых схем", когда работники получают вознаграждение за труд неофициально, в так называемых конвертах.

Предусматривается стимулирование эффективного, социально ответственного бизнеса с одновременным принятием самых жестких мер к тем, для кого лес стал лишь источником наживы.

Лесная отрасль требует совместных действий правоохранительных органов, федеральных министерств и ведомств и региональных властей. На мой взгляд, именно сейчас на примере конкретных регионов нужно разрабатывать и "обкатывать" модели развития отдельных отраслей, которые потом будут реализованы уже в масштабах всей страны.

Архангельская область готова к такой работе.

Транспортные коридоры

В области имеется целый ряд других направлений, развитие которых может дать серьезный толчок не только региональной, но и федеральной экономике.

Возьмем транспорт.

Архангельск традиционно развивался как морской порт. Сегодня, после длительного застоя, здесь наметились хорошие перспективы. Во-первых, мы намерены привлечь в Архангельский порт дополнительно до миллиона тонн грузов - кузбасских углей, что даст области новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления. Во-вторых, компания "Роснефть" расширяет новый терминал на юге области - в Приводино, что существенно увеличит объемы перевалки нефтепродуктов по транспортному коридору через Архангельск.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что наш город у Белого моря превратится в современный транспортный узел лишь при комплексном решении всех имеющихся у него сегодня проблем. Необходимо углублять фарватер, что очень затратно, модернизировать не только сам порт, но и железнодорожный узел, аэропорт, автомобильные дороги.

Думаю, что Архангельский порт сумеет хорошо вписаться в общегосударственную программу развития транспортных систем России, которую надо разрабатывать с участием регионов и крупного бизнеса. Лишь современные многофункциональные транспортные узлы могут создать конкурентоспособную транспортную отрасль. А это важно не только в экономическом плане, но и в политическом, поскольку единое экономическое пространство позволит сохранить единство и территориальную целостность нашей страны.

Центры федерального внимания

В новом году нам предстоит решать задачи макроэкономического характера, готовить предложения по продвижению в области крупных инвестиционных проектов, а также создавать условия для равномерного развития районов и диверсификации региональной экономики.

О последнем скажу особо. У нас в области, как и в других регионах, есть муниципальные образования-доноры и районы, живущие на дотации из областного и федерального бюджетов. Считаю, что задача выравнивания уровня их развития не может быть решена лишь за счет простой "перекачки" средств из одного бюджета в другой. Это тупиковый путь. В каждом городе и районе имеется свой потенциал, и власть должна создать условия для его раскрытия.

Что касается потенциала всей Архангельской области, то именно у нас есть такие важнейшие центры федерального внимания, как оборонный комплекс Северодвинска и космодром "Плесецк". Именно здесь воплощается в жизнь инновационная политика, развиваются наукоемкие производства.

Отрадно отметить, что 2004-й стал для Северодвинска годом устойчивого развития. 16 июля на выездном заседании Морской коллегии было принято важное для области и страны решение - поддержать дальнейшее развитие на базе нашего города корабелов Государственного российского центра атомного судостроения (ГРЦАС). Создание другого центра - космического - на базе "Плесецка" является еще одной задачей общегосударственного масштаба.

Дело региональной власти по отношению к этим центрам - не только создать эффективную систему социальной защиты населения, но и обеспечить закрепление здесь высококвалифицированных кадров, увольняющихся в запас с Северного флота и космодрома. Лишь тогда их мощный потенциал, созданный в свое время усилиями всей страны, будет развиваться в полной мере.

В этой связи стоит отметить и особую роль предприятий ГРЦАС в освоении еще нетронутых кладовых России - природных богатств Арктического шельфа. Нашим предприятиям под силу производство самого сложного оборудования для таких работ. Тем более северодвинские машиностроители в сотрудничестве с зарубежными фирмами уже заняты реализацией головных проектов - строительством нефтегазодобывающих платформ.

Полагаю, что в Архангельской области имеются все условия для развития "техноградов". Здесь могут быть реализованы экономические преимущества предложенной президентом новой модели взаимоотношений центра и регионов, основная цель которой - объединение усилий и ресурсов для создания новой, сильной и современной России.

Злоба дня

Однако, говоря о стратегических задачах, не стоит выпускать из виду и насущные вопросы, решать которые надо уже сейчас. Один из таких вопросов - жилищный. Не случайно он вынесен президентом Российской Федерации на первое в нынешнем году заседание Государственного совета.

Для нашей области это тоже острейшая проблема. Ее решение я считаю приоритетным в наступившем году.

Стремительно ветшает жилой фонд Архангельска. В результате - теряет свой неповторимый облик один из красивейших городов Русского Севера. За прошедшие годы мы потеряли значительную часть областной строительной индустрии. Теперь необходимо создавать ее заново.

Сейчас в тесном сотрудничестве с ведущими строительными организациями Москвы разрабатывается градостроительная концепция, которая станет основой для создания в Архангельске рынка современного жилья. Оно должно быть разным, а не только элитным (такое жилье строится и без помощи власти).

Я поставил задачу строить типовые - каркасные, деревянные дома, доступные для людей с невысокими доходами.

В рамках программы мы также планируем возводить и социальное жилье. Появление подобных домов должно идти бок о бок с развитием социальной инфраструктуры. В региональный бюджет на 2005 год впервые за последние десять лет были включены средства на программу жилищного строительства, что позволит области принять участие в федеральной целевой программе "Ветхое жилье".

Это особенно важно в год 60-летнего юбилея Великой Победы. Ремонт и строительство жилья для ветеранов - главная задача власти по отношению к тем, кто защищал нашу Родину. Ветераны должны жить в условиях, достойных их подвига. К нуждам каждого из них мы стремимся подойти адресно. Также - адресно - решается и жилищная проблема тех из них, кто ни разу за шесть десятков лет после Победы не получал от государства ни комнаты, ни квартиры.

Хотел бы сказать и об идеологии строительства. В области немало недостроенных объектов - это жилые дома, школы, больницы. На каждый из них в предыдущие годы выделялись мизерные средства. Результат такого распыления денег - нулевой.

Мы изменили подход. Провели инвентаризацию всех долгостроев. Теперь деньги будут выделяться точечно - в первую очередь на те объекты, которые имеют высокую степень готовности.

Словом, в минувшем году был заложен хороший фундамент для того, чтобы быстрее продвигать строительный вопрос. Теперь пришло время, образно выражаясь, возводить стены.

Причем, нужно, чтобы в этих стенах людям было комфортно и спокойно жить. Ведь главная задача власти - забота о населении, о повышении его благосостояния.

В ходе проводимой в стране реформы социальной сферы важно не ухудшить уровень жизни тех людей, кто имеет право на льготы.

Замена льгот денежными компенсациями стала серьезным испытанием для финансово-экономической сферы области. Однако нам удалось заложить на эти цели в областную казну-2005 в два раза большую сумму, чем она была в предыдущем бюджете. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что в новом году жители Архангельской области получат все положенные им по закону социальные выплаты и льготы.

Нужно двигаться вперед от достигнутого. И мы намерены создавать такие условия, чтобы размеры социальных пособий и компенсаций постоянно росли. Региональные льготники не должны чувствовать своей ущемленности по сравнению с федеральными.

Ни в этом, ни в других вопросах мы не делим и не будем делить людей на "своих" и "чужих".

Досье "РГ"

Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тысяч километров омывают холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского. Площадь территории - 587,4 тысячи квадратных километров.

Численность населения составляет около 1 миллиона 440 тысяч человек.

В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, 20 административных районов, 14 городов, 38 рабочих поселков, около 4 тысяч сельских населенных пунктов, а также острова Новая Земля и Земля Франца - Иосифа.

Национальный состав населения Архангельской области сравнительно однороден. На долю русских приходится 92,1 процента, украинцев - 3,4 , белорусов - 1,3 , ненцев - 0,5 , коми - 0,5 , других национальностей - 2,2 процента (татары, чуваши, мордва, казахи, евреи и другие). Плотность населения 2,5 человека на 1 квадратный километр. В городах проживает 74 процентов, в сельской местности 26 процентов населения. Средний возраст населения - 36 лет. Трудоспособное население составляет 59 процентов его численности.

Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами: леса занимают территорию около 230 тысяч квадратных километров, эксплуатационный запас которых оценивается в 1 миллиард 580 миллионов кубометров. В составе лесного фонда преобладают хвойные породы, в том числе: ель - 55,7 процента, сосна - 26,6 процента, из лиственных пород: береза - 16,3 процента, осина -1,1 процента. Область богата полезными ископаемыми.

Регионы Бюджеты регионов Архангельская область Северо-Запад