На самом деле специалисты предупреждали о системных недостатках принятого законодательства по замене льгот денежными компенсациями. По мере того, как они начнут реализовываться, будут происходить всплески общественного недовольства, вызванные адаптацией людей к новым условиям. Таких колебаний социальной почвы в этом году, к сожалению, может быть немало.
Первая волна. Это то, что мы наблюдаем сейчас. И она связана с тем, что в региональных бюджетах недостаточно денег на то, чтобы выплатить такой размер компенсации за льготы, который бы позволил людям сохранить прежний уровень жизни. По рекомендации минфина, в большинстве регионов, например, ветераны труда должны получать каждый месяц по 200 рублей, а труженики тыла - по 300 рублей. Но в некоторых - людям выплатили и того меньше. Например, в Алтайском крае, по моим сведениям, ветераны труда получили всего по 100 рублей. Почему эта волна пошла именно сейчас? Во-первых, как я уже сказал, недостаточная, с точки зрения льготников, сумма выплат. Во-вторых, во многих регионах с 1 января повысились цены за проезд в городском общественном транспорте. И совокупность этих двух факторов вызвала такое мощное недовольство.
Вторая волна. Ее можно спрогнозировать на конец января, и связана она будет с льготным обеспечением лекарствами. Да, на это выделены большие средства, на федеральном уровне отработана система, чтобы они дошли до аптек и поликлиник. Но система эта новая и достаточно громоздкая. Могут быть сбои. И тогда образуются "тромбы" - люди вовремя не получат льготных лекарств. А мы знаем, что от этого очень часто зависит не только здоровье, но и сама жизнь человека.
Третья волна. Ее можно ожидать в начале февраля, когда люди пойдут платить за жилье и коммунальные услуги. С 1 января в России введена 100-процентная оплата услуг ЖКХ. В подавляющем большинстве регионов это означает, что тарифы на них повышены в среднем на 15-35 процентов. И, конечно же, на фоне недовольства размерами компенсации, хотя льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг во многих регионах все-таки сохраняются, это может стать причиной нового недовольства.
Четвертая волна. Она, на мой взгляд, ожидается в феврале-марте и будет связана с инвалидами. С 1 января 2005 года все медико-социальные экспертные комиссии поменяли свой статус. Но, к сожалению, во многих регионах не успели окончательно перевести эти структуры из региональных в федеральные. И не исключено, что люди, которые в ближайшее время придут на освидетельствование, могут оказаться в длинных очередях, возможны и срывы в предоставлении этой услуги. Тем более что мы перешли на степень утраты трудоспособности, когда инвалидов "оценивают" по другим, более жестким, критериям, нежели были раньше. И многие люди могут не получить инвалидность.
Пятая волна. Это апрель. С первого числа намечена индексация базовой части пенсии, что заложено в бюджете Пенсионного фонда. А ежемесячная денежная выплата останется прежней. И психологически это взбудоражит людей.
Шестая волна. Возможно, это конец весны. С 1 января 2006 года правительство собиралось монетизировать льготы и по жилищно-коммунальным услугам. И если намерения сохранятся, то с весны идея будет раскручиваться, появятся проекты законов. Это тоже может вызвать некое социальное напряжение.
Седьмая волна. Она произойдет ближе к лету и будет связана с санаторно-курортным обслуживанием. Да, льготникам выделен миллион путевок - это очень хорошо. Но, к сожалению, в них заложена стоимость всего 400 рублей в день. Это очень мало. Практически во всех более-менее приличных санаториях сегодня в эту сумму даже не вмещаются расходы на питание. А ведь льготникам должно быть обеспечено лечение, проживание. За все это придется платить самим?
И, наконец, восьмая волна. На мой взгляд, она ожидается в конце года. До 1 октября федеральные льготники должны будут выбрать: оставляют ли они себе социальный пакет или эти 450 рублей хотят получать живыми деньгами. Наверное, многие выберут деньги, хотя, на мой взгляд, это не совсем оптимальный вариант. Ведь в социальном пакете заложены бесплатные лекарства. И потом люди начнут раскаиваться, но будет поздно.
Это далеко не все волны, но самые крупные. Есть и другие, более локальные. Например, по Героям Советского Союза до сих пор нет отдельного закона. Временно им оставили все льготы, однако состояние неопределенности явно не прибавит общественного спокойствия.
К чему все это может привести? Вполне возможно, что люди не будут прибегать к крайним мерам. Но это не значит, что они смирятся. Хочу обратить на это внимание. Не обязательно недовольство населения может выражаться в акциях протеста типа перекрытия улиц и митингов. Ситуация внешне может оставаться спокойной. Но здесь проблема - в общественных настроениях. К сожалению, 2004 год мы закончили не на очень оптимистической ноте. По всем опросам общественного имения в настроениях людей явно виден перелом - они вдруг поняли, что их ожидает не такое уж безоблачное будущее. И эти настроения рано или поздно трансформируются в электоральные действия. Однако уже сегодня надо подумать о выборах в 2007-2008 годах. Может произойти самое неожиданное. Мы уже видим, как в некоторых регионах люди в большом количестве голосуют "против всех", поддерживают совершенно неожиданных кандидатов. Боюсь, что на этой волне могут очень сильно сыграть экстремистские, псевдопатриотические силы. Это очень опасно.
Так что с органическими пороками реформы льгот надо работать. Например, переходить на персональные ежемесячные денежные выплаты, увязанные с потребностью конкретного льготника, в конкретном регионе. Но в первую очередь надо что-то делать с регионами, потому что те средства, которые есть в их бюджетах, очень небольшие и недостаточные. По крайней мере с точки зрения общественности. И это будет предметом постоянного недовольства и волнений. Здесь, по-моему, надо или пересматривать компенсации в сторону увеличения выплат при помощи федерального бюджета. Либо, может быть, региональным льготникам вернуть все в прежнее русло. Но это, на мой взгляд, не лучший вариант. Поскольку сама реформа льгот - дело необходимое. И направлена она на то, чтобы сделать систему более прозрачной, совершенной, понятной.
Тут главное - понять, что не губернаторы у нас плохие и, дескать, они не хотят добросовестно выполнять закон. Таких единицы. Просто больше, чем 200 рублей, они ветеранам труда выплатить не могут. Так складываются объективные обстоятельства. И поэтому, на мой взгляд, надо срочно создавать штаб из представителей всех ветвей власти и вырабатывать действенные эффективные решения, вплоть до проектов законов. Самое плохое в этих условиях - посчитать, что ситуация сама собой рассосется, и надеяться на то, что через полгода все будет тихо и спокойно.