Всех остальных региональных начальников будут теперь определять местные парламенты по представлению президента, а он сам - по рекомендации полпредов и главы собственной администрации. Как положено, новые правила - новые лица - новые порядки. Вопрос лишь: насколько новые?
Осторожно, двери закрываются
Итоги региональных выборов-2004, по идее, должны были продемонстрировать "самоочищение Системы от посторонних примесей" - избрание губернаторов, достаточно лояльных федеральному центру, торжество Закона и триумфальное шествие партии власти в думы, советы, сугланы и пр. Результат оказался несколько скромнее замысла. "Единороссы" смогли одержать убедительную победу по очкам лишь в нескольких субъектах Федерации - Татарстане, Свердловской области, Марий Эл, Карачаево-Черкесии и Усть-Ордынском Бурятском АО. В Сахалинской Думе их потеснила "Родина", в других регионах в затылок преданным партийцам дышали оппозиционеры-коммунисты. В Тульской и Брянской областях нарастил мускулы СПС, в Читинской и Иркутской - аграрии, в Курганской - ЛДПР, в Корякии - партия пенсионеров и т.д. Мощной поддержкой пользовался кандидат "против всех". Таким образом, говорить об "абсолютно управляемых" и послушных Кремлю региональных парламентах и безмятежных осчастливленных гражданах к концу 2004 года было бы очевидной натяжкой. Это, кстати, проявилось и в ходе обсуждения поправок к принятому Госдумой президентскому законопроекту о новом порядке избрания губернаторов. Местные депутаты яростно бились за отмену положения о роспуске своих законодательных органов в случае стойкого несогласия с президентскими протеже, вносили уточнения в правила представления кандидатур главе государства и т.д. Итоговый документ, правда, "компромиссным" так и не стал - парламентариям пришлось смириться с неизбежностью и признать "право сильного". Но опыт борьбы еще никогда не пропадал зря.
Не все просто и с губернаторами призыва-2004, как избранными вновь, так и оставшимися в прежних креслах. Новые лидеры Алтайского края - актер-юморист Михаил Евдокимов, Архангельской области - бизнесмен Николай Киселев и Рязанской - бывший генерал-десантник, ставленник "Родины" Георгий Шпак - ни при каких условиях не имели бы шанса прийти к власти по новым правилам. По всей видимости, сейчас они и им подобные фигуры не будут торопиться ставить "вопрос о доверии" перед президентом.
Разве что под давлением "особых обстоятельств", самое явственное из которых - сложности с дотациями и трансфертами из Москвы, перспектива коллапса "социалки" или нависшие дамокловым мечом уголовные дела. А эта угроза, как выяснилось, нешуточная и повсеместная. Отличительной чертой кампаний 2004 года стало активное вмешательство в процесс избрания первой и второй властей власти третьей - судебной. Несколько региональных прокуроров с удовольствием примерили на себя роль прокураторов, учитывая их судьбоносную роль в кампаниях и последующее "умывание рук". Фемида, долго закрывавшая глаза на хозяйственные "превышения полномочий" губернаторов, отчего-то просыпалась аккурат накануне голосования и спросонок была сильно не в духе. Полномочия самарца Титова оказались недействительными, действовавший губернатор Брянской области Юрий Лодкин был вычеркнут из списка кандидатов на финишном рывке, ульяновского кандидата Сергея Герасимова сняли с дистанции уже перед вторым туром. Псковский мэр Михаил Хоронен после знакомства со следователями и приставами уже не мешал борьбе бывшего губернатора Евгения Михайлова с экс-депутатом от ЛДПР Михаилом Кузнецовым (Михайлову, правда, не помогло и это). Губернатор Камчатки Михаил Машковцев всю предвыборную неделю сидел в прокуратуре, изучая свое уголовное дело, но кресло все-таки не уступил. Уже сейчас "черные метки" разосланы в виде повесток в суды по уголовным делам губернаторам Константину Титову (Самара), Дмитрию Аяцкову (Саратов), тому же Машковцеву, Анатолию Лисицыну (Ярославль). Краткую, но эмоциональную речь о недовольстве действиями региональных властей и неизбежном торжестве закона произнес накануне Нового года полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, а совсем недавно и полпред в УрФО Петр Латышев, так что список претендентов на вылет, вероятнее всего, пополнится. А губернатору НАО Владимиру Бутову, чье право баллотироваться само по себе обросло нешуточным скандалом, под бой курантов чуть не пришлось отправиться на тюремные нары. В качестве "подарка" он получил три года условно за драку с инспектором ГАИ и превышение служебных полномочий.
Ну как с такими людьми работать Кремлю? Как, представляя их, в глаза президенту смотреть? Вряд ли найдется камикадзе-полпред, который рискнет пойти на столь опрометчивый шаг, тем более что в положении о выдвижении кандидатур оговорена ответственность поручителей.
Смотрите, кто уйдет
В 2005 году истекают сроки полномочий Дмитрия Аяцкова (Саратовская область), Николая Волкова (Еврейская АО), Юрия Неелова (Ямало-Ненецкий округ), Александра Филипенко (Ханты-Мансийский округ), Леонида Короткова (Амурская область), Василия Стародубцева (Тульская), Сергея Дарькина (Приморский край), Константина Титова (Самарская область), Геннадия Ходырева (Нижегородская), Бориса Говорина (Иркутская), Александра Михайлова (Курская), Владимира Егорова (Калининградская), Владимира Тихонова (Ивановская), Баира Жамсуева (Агинский Бурятский АО), Геннадия Савельева (Коми-Пермяцкий), Романа Абрамовича (Чукотка) и Александра Черногорова (Ставрополье). Еще 17 губернаторов имеют право доработать до 2006 года, 16 - до 2007-го, 21 - до 2008-го, а губернаторский урожай минувшего года мог бы "храниться в закромах родины" до самого туманного 2009-го. Скорее всего, не долежит. Но судьба "плодов выборной эпохи" будет различна: одних пустят на переработку (читай - переназначат), других съедят, третьих по суду и следствию используют как "посадочный материал"... Варианты пока в разработке.
Тем временем политологи строят собственные прогнозы. Тактично не испортив региональным лидерам Новый год, в первые дни января Центр политических технологий в лице экспертной группы под руководством Ростислава Туровского обнародовал результаты исследования влиятельности губернаторов дома и в Москве, а также их шансов на переназначение. Три таблицы не совпадают: ряд местных "тяжеловесов" вызывают у федерального центра явную аллергию и наоборот. К наиболее вероятным претендентам на переназначение президентом эксперты относят Амана Тулеева (Кемеровская область), Минтимера Шаймиева (Татарстан), Александра Жилкина (Астраханская область), Бориса Громова (Московская), Александра Ткачева (Краснодарский край), Александра Хлопонина (Красноярский), Валентину Матвиенко (Санкт-Петербург), Егора Строева (Орловская область), Валерия Сердюкова (Ленинградская), Сергея Собянина (Тюменская), Вячеслава Позгалева (Вологодская), Виктора Ишаева (Хабаровский край), Александра Филипенко (ХМАО), Алу Алханова (Чечня), Валерия Кокова (Кабардино-Балкария) и Евгения Савченко (Белгородская область), Николая Волкова (Еврейская АО). В конце же списка с шансами на переназначение, стремящимися к нулю, - сплошь подследственные, замешанные в скандалах, уличенные в "фронде", коммунисты, некрепкие хозяйственники и ненадежные попутчики: Владимир Бутов, Владимир Тихонов, Василий Стародубцев, Михаил Евдокимов, Мустафа Батдыев, Кирсан Илюмжинов, Александр Дзасохов, Анатолий Лисицын, Виктор Шершунов, Геннадий Ходырев, Михаил Машковцев, Владимир Логинов и пр.
Рейтинг вызвал на местах живой интерес. Ввиду каникул печатных СМИ интернет-сайты тут же заполнились подозрительно смахивающими на "заказуху" комментариями местных политологов, которые в зависимости от принадлежности электронного ресурса сводились к нехитрым тезисам "наш-то на коне", "пущай клевещут" и "так ему и надо".
Сами же губернаторы в течение новогодних каникул трудных вопросов о доверии-недоверии главе государства не задавали. На последнем декабрьском Госсовете это в устной форме сделал лишь глава Липецкой области Олег Королев (полномочия истекают в апреле 2006-го). Ответ президента, как сообщил Королев журналистам, звучал так: "Срок подойдет, там видно будет... Каждый может доработать свой срок полномочий, а может хоть сейчас подать в отставку. Дело добровольное". Ряд властных персон (в том числе Юрий Лужков, Анатолий Лисицын, Михаил Лапшин и Владимир Егоров) с ходу заявили, что "по собственному" уходить не намерены.
Знакомые все лица
Губернаторы надеются, эксперты предполагают, а располагают отныне полпреды. Именно эти семеро высокопоставленных чиновников отныне призваны стать вершителями региональных судеб. И, как ни крути, здесь многое будет зависеть от истории взаимоотношений с главами подведомственных территорий. А они складывались непросто. При всей политкорректности трудно заподозрить, скажем, полпреда Константина Пуликовского в пламенной симпатии к Виктору Ишаеву, Дмитрия Козака - к Кирсану Илюмжинову или Мустафе Батдыеву, Илью Клебанова - к Владимиру Бутову, Сергея Кириенко - к Геннадию Ходыреву, Петра Латышева - к Эдуарду Росселю, Георгия Полтавченко - к Василию Стародубцеву и т.д. Противоречия коренились не только в "борьбе личностей", но и в "конфликте статусов", бюджетных проблемах, разном понимании термина "управляемость региона". Между тем "полпредовы списки" для ряда регионов (например, Амурской, Самарской, Саратовской областей, ХМАО, ЯНАО и др.) должны поступить в Кремль за 90 дней до срока истечения полномочий губернаторов, то есть буквально на днях. Перечни, как сообщали аппараты полпредов, составлены загодя, но обнародовать их не спешили. Поэтому накануне Нового года в центрах федеральных округов наблюдались необычайное оживление вокруг резиденций полпредов и рост числа визитеров, желающих "лично поздравить и засвидетельствовать". А "око государево" имело возможность вернуться в детство. Сколько друзей появляется у незаметного третьеклассника, о чью стриженую лопоухую голову то и дело разбивались шарики из жеваной промокашки, когда к нему приезжает отец-офицер и говорит: "Ну что, сынок, бери двоих закадычных приятелей - я вас в каникулы на настоящем танке прокачу!" Полпреды сейчас имеют возможность взять реванш за все пережитые с подачи губернаторов неприятности и унижения, и наверняка ею воспользуются.
Уже сейчас понятно, что совершенно по-разному будут подходить к первичному подбору и расстановке кадров административный реформатор Козак, экс-премьер либерал Кириенко, технократ Клебанов, решительный генштабист Квашнин, генерал МВД в отставке Латышев, понюхавший чеченского пороху Пуликовский, "старый солдат" Полтавченко... Региональная элита будет вынуждена это учитывать. Хотя, скорее всего, в списках появятся достаточно знакомые лица, так как кадровая "обойма" регионов не столь уж обширна. Эксперты предсказывают (а полпреды не опровергают), что особое внимание будет уделено нынешним замам губернаторов, видным "единороссам", крупным и лояльным власти бизнесменам... Пригодится и опыт формирования Совета Федерации в его нынешней роли "отстойника номенклатуры". Правда, резко усилятся и "подковерные" течения. И соответственно их коррупционная составляющая. В беседе с "РГ" сразу несколько экспертов на предельно корректный вопрос о том, как теперь будет формироваться региональная элита, употребляли лаконичное слово "занос", имея в виду, естественно, не скольжение машины по зимней дороге, а доставку неких конвертов куда надо.
Правда, наиболее памятливые старожилы постсоветского пространства рассуждали: в перестроечные времена целый лес копий был сломан вокруг проблемы назначения или избрания директоров крупных заводов. Всерьез спорили об эффективности, прозрачности, управляемости - совсем как сейчас о губернаторах. Но шоковая терапия реформ, деноминации и дефолты уравняли всех в нищете и страхе. Для выживания предприятий в начале 90-х выборность или назначаемость их шефов никакого значения не имела. Вот и сейчас, заключают знатоки истории, жила бы страна родная - и нету других забот. Большинство регионов сидят на дотациях, и губернаторам волей-неволей придется расхлебывать ворох застарелых проблем. Поменьше воровать, самоуправствовать, политиканствовать. Дружить с Москвой и региональными налогоплательщиками. Лавировать. Учиться мыслить экономически. И молить то ли бога, то ли правительство, чтобы не грянул очередной кризис. Мало тогда не покажется никому.