Вчера же в эфире двух российских телеканалов вице-премьер Александр Жуков и председатель Госдумы Борис Грызлов еще раз попытались разъяснить суть льготных реформ и проанализировать возникшую ситуацию.
"Российская газета" публикует их ответы на вопросы корреспондента РТР.
правительство |
Интервью вице-премьера правительства Александра Жукова
- Я думаю, что принятый закон абсолютно правильный. Давайте проанализируем, как он исполняется. Что касается федеральных категорий льготников, а их более 40, начиная с ветеранов, инвалидов ВОВ, инвалидов всех трех категорий и еще много других категорий, за которые ответственность несет федеральный центр. Впервые составлен полный регистр льготников. Это 14,5 миллиона человек.
- Вы имеете в виду поименный список?
- Поименный список всех этих категорий федеральных льготников.
- Вы хотите сказать, что федеральные льготники уже все получили?
- До 20-го числа все 14,5 миллиона льготников в полном объеме получат положенные им по закону льготы. Это первое. Второе. Для всех федеральных льготников, как известно, бесплатными остаются наиболее важные для них услуги.
Это получение лекарств бесплатно для этих льготников, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортное обслуживание и проезд на санаторно-курортное обслуживание.
Многие задают вопрос: "Что же изменилось в худшую сторону для тех же федеральных льготников?"
Я хочу сказать на примере обеспечения льготников лекарствами. Изменение этой системы позволило сейчас заключить договора с фармацевтическими компаниями, которые поставляют лекарства в среднем по ценам на 30 процентов ниже, чем в прошлом году. Это позволяет увеличить объем лекарств, которые будут выдаваться бесплатно этим льготникам, и существенно увеличить номенклатуру этих лекарств. Список лекарств, которые смогут получать льготники в 2005 году, в пять раз больше, чем то, что мы имели в прошлом. Это очень важно. Конечно, потребуется определенное время в течение января, пока лекарства будут доставлены в каждую аптеку на территории нашей огромной страны. Но я уверен, что это будет реализовано в полном объеме.
- По федеральным льготникам действительно проблемы если и есть, то минимальные и их легко исправить. Основная масса протестов сейчас со стороны людей, которые находятся в регионах, и это на самом деле, пожалуй, самая многочисленная армия льготников - ветераны труда и обычные пенсионеры. Хотя проблемы, с которыми они сталкиваются, действительно регионального свойства, но все-таки федеральное правительство было автором концепции. Поэтому вопрос задам и вам по этому поводу. Что вы сейчас можете порекомендовать, а может быть, и требовать от региональных властей, чтобы они разрешили вот этот очевидный кризис, который происходит? Прежде всего такой яркий пример, это, конечно, проблема с бесплатным проездом в общественном транспорте в городах. Где возникают наибольшие проблемы?
- Наибольшие проблемы возникают там, где льготы отменили с 1 января, а деньги людям не выплатили или не успели выдать проездные на городской транспорт. Там, вполне естественно, у людей это вызывает серьезное недовольство. Здесь я могу сказать, что довольно много регионов удачно решили эту проблему. Например, есть регионы, которые выдали людям - региональным льготникам - проездные билеты на городской транспорт по льготной цене, которая соответствует выплатам.
- То есть проездной билет может стоить больше, чем для обычного гражданина, а его продают за меньшие деньги льготнику?
- Его продают за меньшие деньги льготнику ровно за ту сумму, которую ему выплачивают.
- Это тот же самый проездной билет?
- Это тот же самый проездной билет. Или, например, некоторые регионы поступили так же, как федеральные власти, заключив договор с железной дорогой, и точно таким же образом обеспечивают льготный проезд своим региональным льготникам на электричках. То есть сегодня мы видим, что действительно в целом ряде регионов есть серьезные проблемы. Мы им рекомендуем как можно быстрее осуществить те льготные выплаты, которые они должны были сделать. Это первое. Второе. Мы им рекомендуем перенять опыт тех регионов, которые обеспечили льготников льготными проездными билетами, соответствующими тем суммам, которые выплачены людям. Это полностью снимает проблемы. Здесь я бы хотел отметить, что федеральные власти со своей стороны предприняли все усилия, чтобы денег у регионов на это было достаточно.
- Когда вы говорите, что все деньги перевели. Что вы имеете в виду? Действительно, проблем с деньгами не должно быть у регионов, то есть на самом деле они есть, и просто их не выплачивают по каким-то своим соображениям?
- Во-первых, я хочу сказать, что впервые за долгие годы нам удалось решить проблему полной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. На 1 января 2005 года задолженности по заработной плате перед бюджетниками нет ни в одном регионе. Это первое. Это результат того, что в конце года из федерального бюджета были перечислены очень серьезные средства: 6 миллиардов, а потом еще 8 миллиардов рублей в региональные бюджеты. Сейчас в начале года мы обеспечили опережающую выплату трансфертов или финансовой помощи практически всем регионам. Но проблема не в недостатке средств, а проблемы в том, что эти деньги несвоевременно выдаются льготникам. Вот эту проблему и нужно в первую очередь решить.
- Давайте в таком случае природу этой проблемы определить. Потому что ситуация абсурдная: деньги есть, но их не выплачивают. Это саботаж местных властей, это головотяпство местных властей, это отсутствие навыков управления там, где они вообще-то должны были бы быть? В чем корень зла, потому что как-то странно получается?
- Вы знаете, мне не хотелось бы высказывать упреки в адрес местных властей. Когда речь идет об изменении порядка оказания социальной помощи для десятков миллионов человек, конечно, такие проблемы неизбежно в переходный период могут возникать. Здесь для того, чтобы снять эти проблемы, я бы рекомендовал по крайней мере в течение января там, где не обеспечены выплаты, сохранить льготы. Так, кстати, некоторые регионы и поступают. Это даст возможность решить те проблемы, которые не удалось заблаговременно решить отдельным регионам.
- В начале года получилось, что совпали две вещи: с одной стороны, переход на новую систему денежных компенсаций и замена льгот, с другой - вещи не связанные, но в общественном сознании они связаны - рост тарифов на ЖКХ, по большому счету квартплата приходит в намного большем объеме, чем раньше. Как эти две вещи совместить?
- Действительно, начиная с 1 января во многих регионах существенно повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Здесь я хотел бы отметить две вещи, раз уж мы говорим о льготниках. Я хотел бы подчеркнуть, что для всех категорий федеральных и региональных льготников практически во всех регионах сохранены в полном объеме льготы по жилищно-коммунальным услугам. Это очень важный момент. Ясно, что есть и достаточно большие категории тех же пенсионеров, которые не являются льготниками. В этом смысле мы сейчас думаем о том, как в какой-то мере можно компенсировать это удорожание путем повышения базовой пенсии. Сейчас правительство дало поручение и Федеральной службе по тарифам, и Федеральной антимонопольной службе проверить обоснованность такого серьезного одноразового повышения тарифов. Я думаю, что в конце следующей недели мы будем иметь полную информацию о принятых решениях и в зависимости от этого будем принимать свои решения.
Дума |
Интервью председателя Госдумы Бориса Грызлова
- Борис Вячеславович, как вам кажется, закон оказался не столь хорошим, как казалось, или исполнители не столь хороши, как могли бы быть?
- Прошло огромное количество консультаций, было и нулевое чтение с правительством, были консультации с профсоюзами, все наши депутаты получили определенные посылы из своих регионов, и закон принят хороший. Ведь главное в этом законе то, что мы сумели решить важнейший вопрос - это адресная социальная помощь. Теперь по закону помогаем не тем организациям, которые должны были предоставлять льготы, а мы даем деньги реальным льготникам. И количество этих денег в бюджете 2005 года в 4,5 раза больше, чем в прошлом году. Но, к сожалению, исполнители, как всегда, не сумели полностью решить поставленные задачи. Есть разные уровни исполнителей. Мы сумели в декабре найти возможности в бюджете и принять закон, позволяющий начать выплачивать льготы январские еще в декабре. Эти льготы начали выплачиваться с 24 декабря, но в некоторых регионах они не были выплачены даже до 10 января. К сожалению, это есть. Не все механизмы и технологии отточены на текущий момент. Есть проблемы в регионах с теми льготниками, которые оплачиваются из региональных бюджетов. Мы говорим о том, что, если бы все исполнители сделали бы то, что от них требуется, уже сегодня все льготники чувствовали бы, что они выиграли от этого закона.
- Насколько сейчас парламент отслеживает действия региональных властей по исполнению этого закона именно на региональном уровне? На федеральном уровне действительно понятно, что все более или менее нормально, есть мелкие трещинки, их можно сгладить. Региональный уровень самый критический. Насколько вы внимательно отслеживаете действия региональных властей и насколько вы связаны с ними, чтобы помочь им советом?
- С 11 января депутаты вернулись в Думу с огромным количеством предложений, просьб, жалоб на ту ситуацию, которая имеется в регионах. Мало того, я попросил в этот же день всех депутатов еще раз обратиться к своим избирателям в свои округа. И эта работа идет. Я могу сказать, что мы владеем полностью нынешней ситуацией с выплатами льгот. Мы видим, что продуманные механизмы и технологии должны обеспечить реализацию закона. Значит, эти технологии были просто не доведены до конца. То, что касается регионов. У региона есть возможность либо оставить льготы в натуральном виде, либо обеспечить выплаты своим льготникам. Концепция закона предполагает. Конечно, ситуация связана с выплатами: каждый льготник должен иметь деньги, которых ему хватит для того, чтобы купить ту льготу, которую он захочет.
- Грубо говоря, на региональном уровне нелишним было бы повторить схему социального пакета, которая действует на федеральном?
- Безусловно. Тем более что и правительство рекомендует это сделать. И есть уже конкретные предложения. Если говорить о том, сколько стоит сохранение бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте - 20 рублей для регионов. Всего 20 рублей надо перечислить в социальный пакет, чтобы обеспечить эту льготу. То же самое вопроса, касающегося 50-процентной скидки на лекарства. Если региональный бюджет перечислит 100 рублей соответственно в ту структуру, которая будет указана, то это гарантирует 50-процентную скидку на любое количество лекарств, которое будет выписано гражданину этой льготной категории.
- Сейчас очевидно, именно по этим вопросам вы с регионами и связываетесь? Вы предлагаете им эту схему? Потому что я так понимаю, что многие были настолько не готовы, что о существовании этих схем толком-то и не знали.
- Безусловно. Ведь ситуация такая, что разъяснения было абсолютно недостаточно. Гражданин не обязан читать законы, но власть обязана эти законы разъяснить гражданину. И то, что сейчас многие наши граждане выходят на улицу на митинги санкционированные или несанкционированные, - это все беда от того, что нет понимания, каков же этот закон. Я хотел бы попросить телезрителей, чтобы они прислушались к тем, кто будет разъяснять этот закон. Чтобы они понимали, что закон хороший и что он начнет работать. Ведь еще нет конца января. Многие граждане получают пенсии и планируемые льготные выплаты после 20 января, и, естественно, они их еще не получили.
- Иными словами, можно говорить о том, что на региональном уровне мы часто от региональных властей видим лукавство, когда они говорят, что денег не хватает на то, чтобы обеспечить эти льготы. Есть эти деньги, с ваших слов, понятно, что суммы не астрономические и их вполне может хватить в любом бюджете. Мой вопрос будет, пожалуй, такой - о корректировке закона. Собираетесь ли вы изменять закон о льготных выплатах, учитывая какие-то новые обстоятельства?
- Вы знаете, неделя прошедшая была посвящена изучению ситуации в стране. Мы получаем тысячи обращений граждан каждый день через депутатов, через комитеты, звонят мне непосредственно. Мы всю ситуацию чувствуем, понимаем, мы ей владеем. Мы будем продолжать изучать общественное мнение. Мы видим, что фактически жалоб на концепцию закона нет. Есть жалобы только на его исполнение. Поэтому сегодня вопрос о каких-то поправках закона не стоит.
Фото: Вести.Ru