Казахстан стал первым каспийским государством, с которым России удалось договориться по всем спорным участкам общей границы. А их в начале переговоров (в августе 1999 года) было немало, учитывая, что речь идет о семи с половиной тысячах километров. За четыре с половиной года эксперты провели сотни согласительных встреч, десятки - президенты и премьеры. Михаил Фрадков, к примеру, обсуждал эту тему с казахстанским премьером во время своего визита в Астану в начале октября прошлого года.
Речь, в частности, шла о поселке Огнеупорный, который, с одной стороны, находился на территории Казахстана, но, с другой, 100 процентов его жителей - граждане России. На другом участке границы спорными оказались Имашевское газоконденсатное месторождение и еще несколько участков с не менее ценными для полупустынного климата района водоносными слоями.
Последние несколько вопросов были сняты Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым пять дней назад во время их встречи в Алма-Ате. Там же президенты решили, что сам договор о делимитации будет подписан в Москве 18 января.
В итоге поселок Огнеупорный оказался на российской территории. Взамен Россия передала Казахстану другой схожий участок приграничной земли. А Имашевское месторождение решили осваивать совместно на паритетной основе. Это же относится и к иным месторождениям полезных ископаемых, по которым проходит госграница. В договоре записано, что в том случае, если Россия и Казахстан решат их осваивать, совместная деятельность будет регламентирована отдельными соглашениями. Что же касается водоносных слоев, то две трети сборных участков все же отошли Казахстану.
Впрочем, члены российской делегации не считают эту уступку принципиальной. Для Москвы было важнее, чтобы все граждане РФ, проживавшие на спорных территориях, оказались у себя на родине. По этому вопросу уже Казахстан в итоге пошел навстречу России. "Мы даны друг другу Богом, и наша задача передать то, что было создано старшими поколениями, нашим детям и внукам, - пояснил свою позицию Назарбаев. - Теперь нам предстоит подготовить карты". Помощник президента РФ Сергей Приходько уточнил "РГ", что в течение следующих двух месяцев экспертам предстоит до метра определить каждый из 7,5 тысячи километров общей границы.
В принципе Россия и Казахстан далеко не первые государства, которые решили не отгораживаться друг от друга колючей проволокой, полосами и смотровыми вышками. Прозрачных границ в мире немало. Это выгодно прежде всего с экономической точки зрения - один километр пограничных ограждений стоит в среднем несколько сот тысяч долларов. Правда, позволить себе роскошь отсутствия реальной контрольно-следовой полосы могут лишь действительно хорошие соседи. Один из наиболее известных тому примеров - граница между США и Мексикой. А в шенгенских рамках Евросоюза государства пошли еще дальше - убраны и контрольно-пропускные пункты.
И все же элемент уникальности в российско-казахстанском договоре есть. Граница такой протяженности ранее никогда не была настолько прозрачной.
Помимо договора о границе вчера в Кремле были подписаны и еще два российско-казахстанских соглашения - о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, и о создании казахстанского спутника связи "КАЗСАТ".
Согласно контракту, действующему еще с января 2004 года, научно-производственный центр имени Хруничева изготовит первый казахстанский геостационарный спутник. Его запуск с космодрома Байконур запланирован на декабрь 2005 года. До прибытия в Москву Нурсултан Назарбаев собирался посетить Центр Хруничева. Однако уже в ходе визита стало известно, что эта часть программы отменяется. При этом никто из членов казахстанской делегации не стал объяснять причин такого решения. И все же Назарбаев вчера в Кремле был, очевидно, доволен подписанным соглашением о создании "КАЗСАТ".