Сухие цифры выглядят внушительно. В этом году силовые структуры получат товаров и услуг более чем на четыреста тридцать миллиардов рублей. Из них почти семьдесят процентов получит министерство обороны, остальное поделят между собой различные силовые структуры и другие организации. Всего в оборонном заказе участвуют семнадцать ведомств. Самый главный вопрос - пойдут ли эти деньги впрок нашей безопасности?
- Мы добились принятия ряда мер по повышению эффективности расходования средств, - сказал Владислав Путилин. - Меры жесткие, неприятные. Надеемся, если они будут реализованы, то можно будет говорить о новом уровне эффективности...
Первое, что пришло на ум при фразе "повышение эффективности", это - воровство, с которым надо бороться. Естественно, всех заинтересовало, а можно ли победить стяжателей в погонах как класс? Однако выяснилось, что хищения - это по другой линии, тут вопросы лучше задавать прокуратуре.
Проблема же в том, что у военных и производителей существует множество сравнительно честных способов отъема денег у государства, где прокуратура бессильна. Например, такой прием. Когда продукцию проталкивают в высоких кабинетах или выставляют на конкурс, ее цена заведомо занижается. Но после того, как изделие попадает в заветный реестр и наступает пора заключать контракт, выясняется, что заплатить за него придется на пару-тройку миллионов больше. Реальная цена иногда на треть превышает рекламную. Чтобы поставить заслон таким обманам, в законе записали: запрещено вносить в контракты цену выше конкурсной, то есть - объявленной с целью рекламы своей продукции.
Сколько стоит, например, танк? Не на табличке, выставленной у образца, а - реально. В минэкономразвития серьезно задумались, не переплачивает ли государство за ракеты и снаряды? Поэтому в нынешнем году министерство планирует провести независимый аудит военной продукции. Для этого будет нанята независимая компания. На примете - четыре крупных компании, которые готовы проверить, сколько "весят" наши танки в рублях. И не только танки.
- К примеру, космическая отрасль уже несколько лет хорошо финансируется, - говорит Владислав Путилин. - Но там самый высокий рост цен. Насколько он обоснован? С этим должны разобраться независимые аудиторы.
По мнению Владислава Путилина, на оборонный комплекс необходимо распространить действие антимонопольного законодательства. А министерство обороны в этом году попытается перейти на рыночные методы. Разумеется, в части снабжения. На рынок ведомство пойдет с полумиллиардом рублей. На эти деньги, например, коммерческие организации возьмутся обеспечивать продуктами воинские части в больших городах, в частности - военные институты, госпитали. Естественно, "кормильцев" армия будет подбирать по конкурсу. Кроме того, на шести аэродромах, которые военные летчики делят с гражданскими, ВВС наймут фирмы, чтобы те заправляли самолеты топливом. Для тех же частей, которые не обзаведутся фирмами-поставщиками, продовольствие будет поставляться централизованно. Причем закупаться, скажем, крупа, будет сразу для всех силовых структур. Правда, скоропортящиеся продукты и хлеб командиры смогут покупать на месте.
Не останется забытой и наука. В этом году спланированы к завершению более семисот исследовательско-конструкторских работ. Более пяти миллиардов рублей выделены МВД на разработку и внедрение новейшей телекоммуникационной системы. Планируется, что она позволит создать единые базы данных, контролировать въезд и выезд из страны, учитывать мигрантов - и все при помощи высоких технологий. Вообще на связь и высокие технологии денег не жалеют.
Не грозит нищета и антитеррористическим подразделениям. Только в Южном федеральном округе подразделения по борьбе с терроризмом (читай - спецназ) получат на оснащение более пяти миллиардов рублей. Выделены деньги и на создание антитеррористических систем в метрополитенах страны.
Впервые в этом году в гособоронзаказе выделены деньги на гражданскую оборону. Они пойдут на создание систем оповещения о катастрофах, закупку различных средств защиты для населения, оборудование бомбоубежищ и других объектов.
Примерно четверть средств, выделенных в рамках гособоронзаказа военному ведомству, пойдет на ремонт и модернизацию техники. О том, сколько новых самолетов и кораблей получат войска, Путилин говорить не стал, адресовав к открытой части бюджета. Но затронул другую тему: унификацию вооружений. По его словам, в советские годы старались никого не оставить без работы, поэтому закупали много самых разных видов. Теперь политика другая - выбирать лучшее из всего. Правда, как именно выбрать лучшее, Путилин уточнять не стал. Хотя, как говорят многие эксперты, именно в этом вся соль. У них есть подозрения, что в заветные реестры не всегда попадает самое лучшее вооружение, потому что на конкурсах подчас побеждают не лучшие конструкторы, а лучшие лоббисты. Но эту тему Путилин не затронул, и будет ли в этой сфере привлечен независимый аудит, неизвестно.