20.01.2005 03:00
Общество

Российские и белорусские художники сохраняют связи

Год культуры России в Беларуси глазами художников
Текст:  Александр Карлюкевич (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (198)
Читать на сайте RG.RU

Традиции белорусско-российских взаимоотношений в сфере изобразительного искусства глубокие и прочные. Председатель Белорусского союза художников Владимир Басалыга (кстати, на недавнем съезде коллеги доверили ему возглавить творческий союз во второй раз) убежден: каждому времени свойственны новый поиск и новые возможности.

Еще 15 - 20 лет назад свою печать на отношения художников Минска и Москвы, как, впрочем, и других республиканских столиц, накладывала схема "республика - центр". Нельзя не заметить, что мастеров белорусского изобразительного искусства москвичи принимали всегда очень радушно. Не только участием в коллективных выставках, днях и декадах национального искусства отметились белорусские художники. Персональные выставки Михаила Савицкого, Андрея Бембеля, Виталия Цвирко, Александра Кищенко, других художников, скульпторов, издание альбомов и монографий, приобретение картин Третьяковской галереей, Министерством культуры, Союзом художников СССР - все это позволяло видеть перспективы, планировать развитие в сравнении, что для людей искусства имеет огромное значение.

- К счастью, наши связи не развалились, - говорит В. Басалыга. - И сегодня мы вкладываем свои "кирпичики" в союзное строительство. Ежегодно, к примеру, c большим успехом в Москве, в залах Центрального дома художника проходит своеобразная презентация - коллективная выставка последних работ белорусских мастеров. Там же, на Крымском валу, недавно проводились и персональные выставки художников нового поколения - Владимира Толстика, Владимира Слободчикова, Александра Шестакова. Москвичи увидели, кто идет следом за мастерами, известными в России уже много лет.

Разумеется, пространство для контактов и связей в сфере изобразительного искусства не ограничивается стенами столичных картинных галерей.

- Организация каждого пленэра, каждой выставки требует огромного приложения сил, - продолжает В. Басалыга. - И что греха таить, не всегда людям творческим легко переходить из одного состояния в другое - от своей творческой работы в плоскость налаживания контактов. Художник свое слово стремится в первую очередь высказать в картине, в скульптуре. Но при этом нам удалось укрепить традиции проведения совместных белорусско-российских пленэров. Художники из Москвы, Белгорода, Брянска, Смоленска, Санкт-Петербурга теперь с радостью приезжают на Гомельщину, Могилевщину. Творческие встречи, овеянные именами Витольда Бялыницкого-Бирули, Георгия Нисского, Евсея Моисеенко, Виталия Цвирко, теперь уже, можно сказать, имеют статус "союзных". И нас это радует. Во-первых, согласитесь: ни одно настоящее произведение искусства не работает против человека. Каждая картина, каждая скульптура содействуют развитию традиций гуманизма. И отрадно, что с расширением географии пленэров увеличивается пространство знакомства с изобразительным искусством. Как с белорусским, так и с российским. Сегодня в Беларуси хорошо знают творчество таких замечательных российских живописцев, как, например, Валентин Сидоров. И знают их не только по информации в газетах, по телевидению. Тысячи людей смогли открыть их работы воочию. Разве это не важно для интеграции в сфере сознания? А во-вторых, сегодня очень сложно разобраться в иногда противоречивом информационном потоке о тех или иных явлениях в искусстве, как, впрочем, легко остаться и без исторически осмысленного и правдивого представления об искусстве прошедших веков. Судите сами. Как и российские художники, так и белорусские мастера сохранили по сегодняшний день школу реалистического искусства. Но всегда ли нынешний, современный "потребитель искусства" владеет информацией о том, какой исторический багаж у нас за плечами? Приятно, что в Беларуси над этим вопросом задумались в Национальном художественном музее, представив картины из экспозиции Третьяковской галереи.

Но это только малая часть из того, что можно и следовало сделать. Думаю, в Год культуры России в Беларуси подобное начинание получит активное развитие. И, возможно, для его реализации будут открыты двери региональных картинных галерей и художественных музеев, число которых в Беларуси растет из года в год. Одним словом, мастера изобразительного искусства, язык которого одинаково понятен и белорусам, и россиянам, примут самое активное участие в этом грандиозном, длиною в год, культурном марафоне.

Образ жизни Арт