20.01.2005 02:00
Общество

У погибших были имена

Что и с кем станем праздновать 9 мая?
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3677)
Читать на сайте RG.RU

На грядущие торжества в Москву приглашены бывшие союзники по антигитлеровской коалиции и нынешние друзья из Европы. Всего, по заявлению министра обороны Сергея Иванова, ожидается прибытие руководителей 50 государств. Настойчиво зовем к себе и соседей из стран Балтии. А в Вильнюсе и Таллине все сомневаются: ехать или нет? Тогда мы подключаем дипломатию в стиле выкручивания рук: приедете - подпишем с вами договор о границе, нет - пеняйте на себя.

Никак не могу взять в толк: для чего нам это надо? Боимся, что останутся незанятыми места на трибунах и в зале приемов Кремля? Так, может, пригласить больше фронтовиков, их вдов, что еще живы, - они того заслуживают. Девятое мая - великий день, двух мнений быть не может. Однако Вторая мировая началась не 22 июня 41-го и закончилась она не в мае 45-го. Не роняем ли мы тем самым авторитет, пытаясь натянуть общее одеяло исключительно на себя?

Впрочем, авторитет державы-победительницы сильно страдает и по другой причине. За шесть десятилетий так и не собрали по лесам да безымянным сопкам кости своих погибших, не предали их земле с подобающими воинскими почестями, не удостоили имени на обелиске. Уж не потому ли так случилось, что народ наш, приученный к лозунгам да призывам, в свое время безропотно принял еще один - "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"? Помещенный на гранит у Кремлевской стены, он словно подвел черту и закрыл проблему.

Да только вот поисковикам неймется: несут и несут из болот под Мясным Бором, с карельских сопок, из калужских, смоленских, брянских лесов смертные медальоны и личные вещи не нашедших последнего упокоения бойцов - ложки, котелки, портсигары с инициалами бывших владельцев, а повезет - и медальку с номером или знак какой. Даже и через шестьдесят лет не все ниточки оборвались! Имена, что были у погибших, встают из кажущегося небытия. И находятся останки рядовых и командиров, чье место гибели считалось неизвестным.

Несколько лет группа энтузиастов искала затерявшиеся в октябре 41-го где-то под Дорогобужем следы командующего 24-й армией генерала Ракутина. Терпеливо и целенаправленно работали с архивными документами, в том числе с немецкими военными донесениями той поры, проводили разведку на местности - и ведь нашли! В тех местах, где прорывалась из внезапного окружения группа Ракутина и вся полегла в придорожных кюветах, теперь заказник для охотничьих утех нынешнего генералитета...

Так праздновать иль отдавать долги живым и павшим?

Что делать нам сегодня, на что настраивать сердца и души? К чему ум и руки приложить? Как соединить благородные порывы и те средства, что в состоянии выделить на благое дело страна уже сегодня и которые могут появиться завтра? До середины января, по словам вице-премьера Александра Жукова, минобороны, минкультуры, МИД и другие ведомства должны были представить в правительство "предложения по объему финансирования праздничных мероприятий".

Статистика умалчивает, сколько ветеранов Великой Отечественной каждый день отходит в мир иной. А пока, по данным минобороны, в живых остаются 8,1 миллиона участников войны. Фронтовиков - тех, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях, среди них чуть больше миллиона, и все уже в преклонном возрасте. Вот и надо при жизни воздать им должное. Помочь с жильем и транспортом, установить телефоны в квартирах и деревенских домах, чтобы при случае могли вызвать врача. Воспоминания их записать - на бумагу, на видео, как делают это в Пермской области. Да чтоб не потерялись эти живые свидетельства, едва спадет юбилейная страда...

Словом, чтоб "не все на кожу тратить", как говаривал еще Василий Теркин. Чтобы не все отпущенные средства пошли на помпезные шоу и костюмированные баталии с пушечной пальбой и фанерными "тиграми" вроде того, что устроили московские власти в конце прошлого года на Алабинском полигоне под режиссурой Иосифа Кобзона. По некоторым данным, на это моторизованное действо с пиротехникой и каскадерами списали 50 миллионов рублей...

Когда организует свои персональные фотовыставки поэт Евгений Евтушенко, а потом пробует себя в качестве кинорежиссера - это его дело. Но когда за казенные деньги нам навязывают военизированный фарс на саднящую тему - извините. Уж пусть лучше Дмитрий Хворостовский поет с экрана "Песни военных лет", как планирует один из федеральных каналов, да показывают хорошие старые фильмы...

Хорош ли новый сериал "Штрафбат", утверждать не берусь. Но уже то хорошо, что стала возможна другая, не хрестоматийная правда о той же самой войне. Пусть медленно, со скрипом, но открываются наконец спецхраны и рассекречиваются документы, проливая новый свет на события и обстоятельства военной поры. Такие бумаги читаешь - и словно мороз по коже: неужели все это было? Почему и от кого столько лет скрывали? И чего ради напридумывали легенд, когда правда неприукрашенная во сто крат сильнее?!

С этим бы разобраться - спокойно, без перегибов. Но мы, увы, шарахаемся из крайности в крайность. То культивируем мифы, то вдруг напрочь отказываем хоть в каком-то уважении ко вчерашним героям. По сути отказываем в уважении самим себе.

В Великих Луках в свое время поставили памятник Александру Матросову, а в 1971-м открыли Музей комсомольской и боевой славы его имени. Минувшим летом, оказавшись поблизости, специально завернул туда - во всем двухэтажном здании лишь комсомольский билет рядового Матросова под стеклянным кубом да несколько снарядных гильз посреди пустынного зала напоминали о том, во славу чего создавался музей. Вся прочая экспозиция, как оказалось, демонтирована два с лишним года назад.

"Крыша течет, - объяснила причину директор музея Любовь Антонова. - А деньги на ремонт только обещают..."

Фотографии, воспоминания, личные вещи участников тяжелейших боев на Ловати в августе-сентябре 41-го и наступательной операции зимой 43-го все это время пребывают где-то в запасниках и подсобках...

За четыре месяца до победной даты деньги, по словам директора, все же нашлись. "И с 27 декабря мы закрылись, - поделилась радостью Любовь Владимировна. - На косметический ремонт..." Аккурат к девятому мая, по ее словам, надеются успеть. Правда, называться будут по-другому, но тоже звонко - Центр патриотических инициатив...

Тем временем представитель президентской администрации Рустям Латыпов на последнем заседании оргкомитета "Победа" признался: Кремль завален просьбами о выделении средств на создание все новых памятников и мемориалов. Обращения в основном однотипные: "собрали 5 тысяч, дайте еще 500". Сегодня в стране 738 таких "недостроев", не согласованных с федеральной властью, - на это никаких денег не хватит, заключил господин Латыпов. Хотя, по его же словам, на приведение в порядок существующих мемориалов и воинских захоронений в 2005 году заложено вдвое больше средств, чем было в предыдущем. Правда, львиная доля федеральных средств - 5,5 миллиона долларов - будет потрачена на военно-мемориальную работу за рубежом.

За право "освоить" эти и будущие миллионы развернулась нешуточная борьба - на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о создании на базе Военно-мемориального центра минобороны нового органа - Федерального военно-мемориального агентства по увековечению памяти погибших при защите Отечества. На подходе, по некоторым сведениям, альтернативный вариант закона, рожденный в других стенах и отражающий интересы других влиятельных сил.

В том, что единый координирующий центр для ведения в стране и за ее пределами этой многоплановой работы необходим, сходятся даже вечные оппоненты - энтузиасты-поисковики и чиновники при погонах. Вот только цели и практическую работу такого органа они видят по-разному.

А между тем только на территории Польши, по уточненным данным, которыми располагает сейчас российский МИД, было 35 тысяч групповых воинских захоронений с указанием имен советских солдат и офицеров. В послевоенные годы под различными предлогами создали 648 сборных кладбищ. В результате такого, с позволения сказать, благоустройства, почти 80 процентов могил стали безымянными.

И если бы только в Польше...

Образ жизни Праздники