21.01.2005 02:00
Экономика

Герман Греф: счастье наступит через 10 лет

Обещает глава экономического ведомства
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3679)
Читать на сайте RG.RU

Все то, что предложили экономисты в представленной программе, даже после ее доработки, предусматривает, что реальный эффект страна может получить в лучшем случае к 2010 году, а скорее - за его пределами. По словам министра, существующая структура российской экономики не даст возможности развиваться темпами выше, чем 5-6 процентов в год. "Топливно-энергетический комплекс, металлургия, АПК не могут развиваться быстрее 5% в год из-за инфраструктурных проблем или из-за недостаточности ресурсов", - разъяснил Греф. Но оказалось, что в России все же есть отрасли, развивающиеся темпами более 7%.

Выполнить президентскую задачу снижения уровня бедности кабинету министров, конечно же, удастся. Но не сейчас и явно не в этом составе. Только к 2015 году, по расчетам экономического ведомства, число бедных в стране серьезно уменьшится. К тому времени этот показатель снизится с нынешних 18 до 5-7%. К 2010 году, по словам министра, при реализации среднесрочной программы можно ожидать снижения уровня бедности лишь до 10%. К заветной дате, определенной Грефом, - 2015 году - в случае реализации программы в 2,2 раза вырастут и реальные доходы населения, но опять же по сравнению с 2004 годом.

Выбран и "главный вектор программы - снижение вмешательства государства в конкурентные бизнес-процессы". По мнению Грефа, основными факторами, сдерживающими экономический рост, являются "медленный ход реформ и недостаточный уровень доверия между властью и бизнесом".

- Предсказуемость и экономическая свобода в рыночной экономике является необходимым условием, - заметил Греф.

Приоритетными направлениями программы будут институциональные реформы. Но помимо них, в программе сформулированы конкретные механизмы развития различных отраслей экономики, создание инновационной системы, развитие малого бизнеса.

О задаче удвоения ВВП в этот раз предпочитали не говорить, видимо, считая, что все то, что можно было сказать об этом, уже сказано. Пожалуй, единственное, что так и не удалось отстоять Грефу, - свою свободу в разработке программы. Доработанный документ пополнился качественными и количественными индикаторами достижения поставленных целей и включенными в состав программы отраслевых стратегий.

- Я был против интеграции стратегий, но мой начальник убедил меня, что это необходимо, - признался Греф.

- Спасибо, Герман Оскарович, - как либерал либералу ответил Фрадков, объяснив свою настойчивость тем, что приоритеты и задачи были оторваны от действительности. - Мы будем последовательно проводить экономическую политику. Да?

- Да, да, - поспешно согласился министр.

- С народом надо побольше быть, - не удержавшись, язвительно заметил Фрадков.

И тут от народа решил выступить глава "Базового элемента" Олег Дерипаска. У него, как у простого россиянина, возникло три вопроса. Первый - в связи с тем, что из программы он так и не понял, какая будет проводиться политика укрепления рубля. Второй - об отсутствии в программе стратегии по автомобилестроению. И вообще. "Какие цели есть у программы конкретно?" - поинтересовался у Грефа Дерипаска.

- Что касается курсовой политики, то она, безусловно, будет плавающая, в меру тех макроэкономических прогнозных ограничений, которые сформулированы.

По автомобилестроению министр быстро разъяснил Дерипаске, что лучше, когда государственного присутствия в этой отрасли меньше: "Мы там, слава богу, все продали".

- По целям, - подсказал Фрадков рассуждавшему о развитии отраслей Грефу.

- Главная цель очевидна - повышение уровня жизни людей в стране, - повторил главный экономист. - Все остальное: элементы.

О каких элементах идет речь, Дерипаска знал сам.

Тем не менее у предпринимателей было немало претензий, но не к самой программе, а к практическим действиям кабинета министров. Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, в частности, заметил, что, "когда у компании безумные налоговые претензии за 2001 год, а на подходе еще 2002-й и последующие, у бизнесмена голова болит об этом, а не о программе действий правительства". В итоге, по мнению Чубайса, бизнес-сообщество "руководствуется не этими сценариями, а своими, будут решать, исходя из самого пессимистичного варианта, и решения будут соответствующими". Чубайс предложил ввести в среднесрочную программу специальный раздел, предусматривающий "снятие напряжения в этой ситуации", то есть в области инвестиций.

Макроэкономика Зарплата Минэкономразвития