21.01.2005 01:00
Общество

Аборигены Сахалина пикетируют нефтяные объекты

Текст:  Ольга Васильева (Ноглики, Сахалинская область)
Российская газета - Дальний Восток: №0 (3679)
Читать на сайте RG.RU

В чем проблема? С момента перехода проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к фазе крупномасштабных строительных работ, а именно прокладке нефте- и газопроводов, установке новых морских платформ, строительству пирсов и других промышленных объектов, резко ухудшилось негативное воздействие на окружающую среду и коренных малочисленных народов Севера Сахалина.

Так, в мае 1999 года погибло пять тысяч тонн тихоокеанской сельди в заливе Пильтун, недалеко от места установки платформы «Моликпак» (проект «Сахалин-2»). Анализ образцов погибшей рыбы показал наличие в ней свежей нефти, тяжелых металлов, бария — перечисленные вещества являются главными компонентами буровых растворов, сбрасываемых с платформы.

В августе 2004 года дамбой, построенной компанией подрядчиком по проекту «Сахалин-2», перекрыт ход на нерест сахалинскому тайменю на реке Уйглекуты. Осенью этого же года одна из компаний-подрядчиков по проекту «Сахалин-2» устроила склад строительных материалов в месте, священном для многих поколений нивхов — вблизи родового хозяйства Вени. Здесь же находилось родовое нивхское кладбище. Строители-нефтяники распахали это место бульдозерами, уничтожив часть могил, и завалили бетонными плитами и металлическими конструкциями. Из-за строительных работ по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», проводимых на огромной территории, пастухи-оленеводы вынуждены перевести свои стада на Северо-Западное побережье. Оно является традиционным местом отела важенок —самок северного оленя. Зафиксирован также высокий процент гибели новорожденных оленей.

Все это произошло на начальной стадии строительных работ. Основное воздействие еще впереди — только по проекту «Сахалин-2» трубопроводы пересекут 1103 различных рек и ручьев, и в основном это главные нерестовые реки Сахалина. Степень воздействия при этом нельзя недооценивать, ведь рыба — главный продукт питания сахалинских аборигенов. Нефте- и газопроводы пройдут по важнейшим летним оленьим пастбищам — а их и так осталось немного после 70-летнего нефтяного освоения острова и многочисленных лесных пожаров.

Главные требования аборигенов: проведение независимой этнологической экспертизы, которая выявит степень негативного воздействия и определит комплекс мер по его минимизации. Финансирование экспертизы должны взять на себя нефтяники, право выбора экспертов должно принадлежать общинам коренных народов. А также создание фонда, из которого будет осуществляться финансирование программы по реализации мер, предложенных экспертами. Средства в фонд должны поступать от нефтяных компаний в размере, определенном этнологической экспертизой.

Требования изложены в меморандуме, который представители коренных малочисленных народов Севера предлагают подписать нефтяным компаниям-операторам шельфовых проектов и администрации Сахалинской области.

Сахалинская областная дума и администрация области попытались решить вопрос и провели совместное заседание представителей коренных народов и нефтяных компаний-операторов шельфовых проектов. В нем участвовали специально прибывший из Москвы первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Па­вел Суляндзига. Но стороны друг друга не услышали. Признав, что их деятельность несет негативное влияние на природу, представители нефтяных компаний сообщили, что действуют в рамках действующего российского законодательства. Кроме того, каждая из них оказывает посильную помощь коренным народам.

18 января в администрации области подписано соглашение о сотрудничестве в области социально-экономического развития КМНС Сахалина представителями областной власти, коренных малочисленных народов Севера и нефтяных компаний, участвующих в освоении ресурсов нефтегазоносного шельфа острова Сахалин. Власть подчеркивает, что аналогов такому соглашению в России нет.

На Сахалин в качестве наблюдателей из Москвы прибыли председатель Российской независимой экологической экспертизы Владимир Аникиев, эксперт Государственной думы РФ по делам коренного населения Ольга Мурашко и юрист общественной организации «Правовой центр «Родник» Екатерина Хмелева.

Экспертная комиссия из высоких гостей провела анализ соглашения, подписанного в администрации области, и пришла к выводу: это не более чем «декларация о намерениях». Документ не содержит ни одного конкретного направления сотрудничества между сторонами. В нем отсутствуют основные элементы любого соглашения, такие, как предмет соглашения, меры по реализации целей, обязательства сторон, отсутствуют и механизмы по действительному сотрудничеству сторон.

Представители нефтяных компаний, приглашенных для подписания совместного меморандума, на митинг не прибыли.

Участники акции приняли решение обратиться с письмом к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой оказать поддержку коренным народам Сахалинской области и выступить посредником в конфликте с нефтяными компаниями.

Представители малочисленных народов планируют блокировать дороги до тех пор, пока требования аборигенов не будут выполнены — возможно, это займет не один месяц.

Экология Сахалинская область Дальний Восток