На пресс-конференции обсуждали проблемы российского туристического бизнеса в связи с катастрофой в Юго-Восточной Азии. Известно, что многие клиенты отказались от путевок, и туроператоры пообещали приложить максимальные усилия к тому, чтобы разрешить ситуацию с компенсациями. Было заявлено также, что в связи с предстоящими выплатами многим, в особенности региональным операторам, будет трудно "пережить зиму".
Вот сухая статистика: в первые дни после катастрофы от новогодних туров в Юго-Восточную Азию отказалось, по информации КонфОП, всего 10 процентов тех, кто заплатил за путевки. Для сравнения: на Западе этот процент составил 90. Фирмы, по всей видимости, "давили" на клиентов, отказываясь возвращать деньги, уплаченные за путевки. Впрочем, по некоторой информации, и на Западе туристы подвергались давлению. Тем не менее, как показывают приведенные выше цифры, решившихся на рискованное путешествие "западников" оказалось существенно меньше, чем россиян.
Скандальный телерепортаж о встрече Нового года "нашими" в Таиланде после обрушившегося на страну цунами - под грохот петард и с танцами на столах - шокировал, пожалуй, всех. Откуда у "наших" такая глухота и слепота, позволившая закатывать такие пиры во время чумы, точнее - во время цунами? И патологическое отсутствие инстинкта самосохранения.
Туроператоры уже продекларировали, что готовы отказаться от своей прибыли, а заодно и от прибыли своих партнеров - турагентств. Возможен и другой вариант возмещения ущерба - "натуральный": вместо денежной компенсации туристам предлагают другую поездку. Уже 30 процентов "отказников" успели согласиться на такой вариант.
Между тем прибыль туристических компаний - это лишь часть денег, которую им успели заплатить клиенты (по нашим данным, речь идет всего лишь о сумме в пределах 10 миллионов долларов). Львиную долю стоимости путевки в далекие страны составляет стоимость авиабилета - например, перелет в Таиланд стоит около 600 долларов. Поэтому сейчас одним из ключевых вопросов является следующий: удастся или не удастся туроператорам договориться с авиаперевозчиками о возвращении платы за отмененные рейсы. Если да, то она также пойдет на погашение долгов перед клиентами. На сегодня крупнейшие авиаперевозчики - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" - заявили о своей готовности вернуть 100 процентов стоимости неиспользованных билетов. Этому может помешать сопротивление авиаброкеров - посредников между туристическими агентствами и авиакомпаниями, которые не захотят терять свои посреднические проценты.
Впрочем, на предоплату номеров в гостиницах были потрачены сравнимые по величине суммы: в период рождественских туров плата за отели многократно возрастает. Однако, как считает председатель КонфОП Дмитрий Янин, обсуждать вопрос возврата денег отелями, находящимися в районе бедствия, не вполне этично. "Мы считаем, что туристам следовало бы с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и смириться с тем, что они смогут получить только часть денег", - считает Янин. И не стоит в этом случае надеяться на помощь государства - оно оказывает гуманитарную помощь пострадавшим и вряд ли пойдет на то, чтобы тратить деньги налогоплательщиков на компенсацию потерь тем, кто может себе позволить встречать Новый год в Индокитае.
На сегодня лишь часть туроператоров заявили о готовности выплатить 100-процентную неустойку, но таких насчитывается не более десяти. Остальные пока придерживают выплаты, подсчитывая убытки. Как сообщил в частной беседе корреспонденту "РГ" представитель Российского союза туриндустрии, к февралю вопрос более или менее прояснится: станет окончательно ясно, какие именно суммы туристические фирмы смогут получить от авиаперевозчиков и владельцев отелей.
Как известно, западные туроператоры сразу же бодро отрапортовали о полной выплате неустойки за неиспользованные туры, поскольку, скорее всего, застрахованы от подобных рисков. А у нас, в России, лишь отдельные туроператоры страхуют свою ответственность перед клиентами, равно как и свои финансовые риски. Однако риски, связанные с отменой тура из-за стихийного бедствия, исключаются из покрытия. Да и по нашему Гражданскому кодексу туристическая компания не является "ответственной" за наводнение, землетрясение и пр.
Впрочем, в нашем ГК есть еще одна норма, которая обязывает туристические компании вернуть клиенту неиспользованные деньги в том случае, когда невозможность предоставления услуги возникает по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (например, цунами). Если клиент будет отстаивать свои права через суд, успех дела будет определяться, с одной стороны, принятой нормой предоплаты, с другой - тем, какие оговорки содержались в контракте об оказании услуг.