Планируется, что в ближайшие дни пакет законопроектов, направленный на совершенствование законодательства в сфере банкротства, будет внесен в Государственную Думу. В него входит шесть документов, которые внесут соответствующие изменения в Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и в сам Закон "О несостоятельности (банкротстве)". По словам заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церена Церенова, вносимые поправки не носят кардинального характера. Тем не менее они важны, так как они станут очередным этапом в совершенствовании законодательства о банкротстве.
Напомним, что первоначально планировалось усилить наказание за преднамеренное или фиктивное банкротство и за неправомерные действия при банкротстве с трех до шести лет. Однако впоследствии, пояснил Церенов, было решено - важнее не ужесточать репрессивные меры, "а сделать их неотвратимыми, чтобы заработали меры, предусмотренные законодательством". Поэтому поправки, которые будут внесены в Уголовный и Административный кодексы, уточняют состав таких преступлений, как преднамеренное и фиктивное банкротство, не увеличивая при этом наказания за эти виды правонарушений.
Единственное ужесточение, которое появится в сфере банкротства, связано с увеличением меры ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего. За это по новым правилам будет увеличен срок лишения свободы с двух до трех лет.
Помимо этого, правительству предлагается наделить Росрегистрацию полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Одним из самых радикальных эксперты считают законопроект, направленный на создание условий для заключения государством мировых соглашений в делах о банкротстве. Речь идет о поправках, вносимых в Налоговый кодекс. Законопроектом предлагается введение нового основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности по налогам и сборам при заключении мирового соглашения, с исключением такого основания (предусмотренного НК в настоящий момент), как "угроза банкротства". Срок отсрочки по новому основанию предлагается установить до одного года. При этом соответствующая отсрочка будет вступать в силу только после заключения мирового соглашения.
Кроме того, документ предусматривает исключение из Закона о банкротстве требований о соответствии плана финансового оздоровления законодательству о налогах и сборах. Следует отметить, что процедура финансового оздоровления - судебная процедура и мораторий на взыскание задолженности при ее введении не снимается.
Будут внесены и изменения в сам Закон о банкротстве. Они будут направлены на совершенствование системы саморегулирования в сфере банкротства. В основном это коснется регулирования деятельности саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих (АУ) и их отношений с регулирующим органом. В частности, предлагается заменить требование о наличии стажа руководящей работы к гражданину, желающему стать арбитражным управляющим, на обязанность пройти двухлетнюю стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.
Уточняются требования допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. Отметим, что сегодня суды практически не назначают управляющих на стратегические предприятия из-за того, что этот вопрос законодательно не урегулирован, а значит, и тайна в этих случаях может быть не соблюдена. Теперь же согласно законопроекту органы ФСБ должны будут заранее информировать суды и СРО о форме допуска на то или иное предприятие.
Предлагается освободить арбитражных управляющих и от обязанности дополнительного страхования профессиональной ответственности при назначении в процедуре банкротства отсутствующего должника.
Предлагается включить СРО в качестве участников процесса по делу о банкротстве, а также более четко определить ряд вопросов, связанных с выбором СРО в ходе дела о банкротстве. Более конкретно детализирован статус компенсационного фонда СРО. Прописываются вопросы деятельности регулирующего органа, его права и обязанности, предусмотренные законом о банкротстве. Так, исключена обязанность регулирующего органа по обеспечению представления списка кандидатур другими СРО в случае непредставления СРО списка кандидатур арбитражных управляющих по заявлению кредитора. В случае если регулирующим органом не обеспечено представление СРО списка кандидатур, предусмотрено право арбитражного суда приостановить производство по делу о банкротстве до представления соответствующих кандидатур арбитражных управляющих. Прописан и порядок исключения СРО из единого государственного реестра СРО, а также установлена невозможность получения статуса СРО повторно в течение года в случае исключения из реестра.
Что же касается законопроекта "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ", то он главным образом направлен на приведение норм ГК РФ и БК РФ в соответствие с законом о банкротстве в части очередности удовлетворения требований кредиторов.