Профессор не уроженец города на Неве, и это фактор скорее отрицательный. К примеру, едва год продержалась на посту городского министра культуры москвичка Надежда Кущенкова. Корреспондент "РГ" расспросил господина Чайковского о мотивах его радикального карьерного шага. Ведь в свое время Александр Владимирович дважды отказывался от поста ректора московской консерватории.
- Чем продиктовано решение москвича побороться за кресло в Петербурге?
- Вообще-то я здесь практически живу уже двенадцатый год. И семья здесь, жена - скрипачка оркестра Мариинского театра. Я в нем десять лет консультирую, там же два моих балета поставлено, "Ревизор" и "Броненосец "Потемкин". Консерватории я тоже не чужой, в течение пяти лет появлялся здесь в той или иной ипостаси. Еще когда ректором был Владислав Александрович Чернушенко, он меня приглашал возглавлять госкомиссию. Я работал здесь профессором, проректором по международным вопросам. Не говоря уж о том, что здесь у меня друзья, композиторы, исполнители моей музыки. Когда Сергей Ролдугин, решивший ради творчества оставить административную работу, предложил мне свое место, я задумался. А побороться за кресло решил, потому что я человек азартный. Да, мне в Москве все говорили: для москвича гиблое дело выиграть выборы в Питере! Но я чувствовал, что какой-то шанс у меня есть.
- В какой мере вы осознаете доставшееся вам богатство?
- Когда я в Петербурге стал жить, то понял разницу между московской и ленинградской консерваторией. Это именно то, о чем вы говорите - здесь сохранилась аура русских музыкальных традиций со времен Рубинштейна, Римского-Корсакова, Глазунова, Разумовской, Серебрякова. Поэтому уровень среднего преподавательского состава, на котором все держится (о выдающихся вообще отдельный разговор) сильнее, чем в московской консерватории. В Москве потери были невосполнимые, многие уехали, и до сих пор этот провал зияет.
- У талантливых коллективов случается строптивый коллективный характер.
- Сначала было достаточно сильное сопротивление. На выборном собрании многие прямо говорили, что я плохо знаю петербургскую консерваторию. Меня подозревают в том, что, став руководителем, я начну исполнять какие-то чужие заказы. Однозначно скажу, что петербуржцы очень подвержены комплексу неприязни к жителям столицы. Москвичи с гораздо большим благоговением относятся к Питеру.
- Пока я ожидала в приемной, несколько раз зашел и вышел нервный человек и ворчал: "Будут ли у ректора приемные дни и часы?"
- У меня нет приемных часов. Зайти может любой без всякой записи, если я свободен. Пока эту демократическую систему менять не собираюсь. Народ ко мне уже два месяца шел, пока я был и.о., и это очень хорошо. Было бы гораздо хуже, если бы приемная была пустой. И у меня, скажу вам по секрету, немало сторонников.
- Насколько вы уверены в менеджерских качествах?
- Я совершенно не уверен в своих менеджерских качествах. Более того, не думаю, что они у меня есть. И по характеру я не диктатор, хотя понимаю, что должно быть единоначалие. Но у меня другой плюс: по каким-то причинам мне всегда удавалось вокруг себя собирать людей, которые очень хорошо справляются с хозяйственными задачами.
- Какие новые задачи вы хотите решить в старейшем учебном заведении?
- Перевести его из статуса академии в ранг университета. Нужно будет открыть несколько новых направлений, напрямую не связанных с музыкальным исполнительством. Жизнь востребует артистический менеджмент, культурологию, теорию искусств, методику, педагогику, то есть расширение сугубо научных направлений. Московская консерватория уже два года как стала университетом. Убежден, что здесь мы должны ввести новации такого же масштаба.
- А раскрутка знаменитому бренду требуется?
- Конечно. Пока наша реклама, скажем так, спонтанна, и в этом смысле предстоит разработка специальной программы. Думаю, первыми "паровозами" для продвижения станут учебные концерты высокого уровня. С сентября мы возобновили работу студенческого симфонического оркестра, которого не было около пятнадцати лет. Есть очень хороший народный ансамбль.
- Деньги из Москвы будете "выбивать"?
- На встрече с премьер-министром Михаилом Фрадковым мне обещана поддержка. Во-первых, нам подтвердили наш обычный бюджет, и даже немного в большем объеме. Во-вторых, помогут в реализации большой программы реконструкции и развития органов консерватории. Я возлагаю на эту программу большие надежды.