За год выявлено и поставлено на учет преступлений, ранее известных, но незарегистрированных, практически столько же, сколько в 2003 году. Больше всего - снова в Москве и Санкт-Петербурге, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, Алтайском крае, Республике Татарстан. Счет идет на тысячи преступлений.
В Омской области, например, прокуратура, проверив обоснованность выставления в Информационный центр карточек на полторы тысячи преступлений якобы экономической направленности, сняла с учета каждое пятое. Они оказались дутыми. Столько же "дутых" преступлений значились выявленными в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенных организованными группами. По фактам фальсификации учетных документов возбуждено и расследуется уголовное дело.
В рядах блюстителей правопорядка немало тех, кто либо ходит на грани преступления, либо давно ее преступил. За 2001-2004 годы "кривая" преступности среди работников милиции выросла в разы. Выявление этих фактов - заслуга в первую очередь министра и службы собственной безопасности. Но до знания реального положения еще далеко.
Реальное положение очень хорошо знают и чувствуют на себе простые граждане. Это их обращения за помощью остаются без последствий. Это они видят, как стражи порядка шастают по ларькам, набивая карманы рублями да бутылками.
Говоря об этом, я отнюдь не хочу очернить всех работников милиции, бросить тень на проводимую ими работу. Это они, защищая граждан, в том числе обманутых их коллегами-фальсификаторами, каждый день идут под нож и пули. Это они каждый день рискуют своим здоровьем и жизнью.
Но в то же время я глубоко убежден, что меры министерства внутренних дел, руководителей региональных подразделений для наведения порядка должны быть более действенными и, если хотите, - более суровыми. Что такой ситуации должны предложить прокуроры? Продуманную и последовательную систему надзора. Пока имеются лишь "островки" такой системы.
Например, в Челябинской области прокуроры больше работают не с бумагами, а с людьми, которые пострадали от преступных посягательств. Опросы, приглашения их в прокуратуру, анкетирование и еще многое другое применяются для выявления фактов укрытия и нарушений в действиях работников милиции. О действенности такой работы говорит небольшой, но показательный факт. Сотрудники нашего отдела в федеральном округе проехали по 10 городам и районам Челябинской области. Изучили более 40 тысяч материалов. Выявили и дополнительно поставили на учет всего 17 малозначительных преступлений.
В Еврейской автономной области вообще обнаружилась новая технология сокрытия. Заявления регистрируются, возбуждаются дела, но по ним следователями милиции ничего не делается. Выборочно проверив 120 уголовных дел, в 111 не нашли ни одного следственного действия, хотя с момента возбуждения дел прошло от 2 недель до 2-3 месяцев.
Не устану повторять: прокурор района должен свой рабочий день начинать с отдела милиции. Сейчас у каждого прокурора по два, а то и по три заместителя. Пусть сядут рядом с дежурным в отделении и своими глазами посмотрят, куда деваются заявления граждан, как здесь обращаются с людьми.