Теперь для того, чтобы подняться в небо на законных основаниях, авиатор-любитель должен представить в минтранс свидетельство пилота-любителя государственного образца, а также удостоверение техника (или договор на обслуживание самолета), сертификат о соответствии требованиям летной годности, что равносильно техническому паспорту автомобиля. Кроме того, будут необходимы документы о том, где будет базироваться эксплуатант, договор на диспетчерское, аэронавигационное, медицинское, метеорологическое обслуживание, так в целом наберется около десятка различных документов. Эксперты считают, что на самом деле, чтобы перерегистрировать свой самолет или вертолет и удостоверить мастерство пилотирования, авиаторам нужно будет выложить достаточно большую сумму денег, которая будет сопоставима со стоимостью самого воздушного судна.
Такая ситуация пришлась не по душе самим авиаторам. По их мнению, пора авиации общего назначения закончилась. Впрочем, сдаваться авиаторы-любители не собираются, они все равно собираются летать, только уже нелегально. Кстати, им это не впервой. С той поры, как в России появились частные воздушные суда, какого-либо контроля за ними со стороны государства особо и не было. В 2003 году появились правила, разработанные специально для АОН, но специалисты отметили, что минтранс был не готов работать в соответствии с ними, а именно: не были созданы аккредитованные центры по работе с единичными экземплярами частной авиатехники. Посему и вступление в силу новых правил отложили на неопределенный срок. Правда, все же у минтранса появилось 5 центров по оценке летной годности воздушных судов и 18 центров, которые занимались подготовкой пилотов-любителей. И все же частные авиаторы за регистрацией не торопились, как и раньше, летали без контроля. По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Рос-транснадзор), государственную регистрацию получили не более 50 эксплуатантов АОН, в 2004 году - только 15 владельцев самолетов.
Кстати, вплотную занялись авиаторами-любителями летом 2004 года, после происшествий на подмосковном аэродроме, где разбились сразу 2 самолета. Начались проверки, в результате которых оказалось, что многие воздушные суда не соответствуют нормам безопасности. Полеты, не зарегистрированные АОН, приостановили, и тысячи воздушных судов остались на земле в ожидании сертификации.
Между тем владельцы воздушных судов ссылаются на чикагскую конвенцию, которую подписала Россия одной из первых и в которой отмечается, что авиация общего назначения - это базовое понятие авиации, и правила АОН - базовые и они одни для всех. Посему, как считают владельцы воздушных судов, правила для АОН противоречат всем обязательствам России по международным договорам, противоречат базовым подходам к регулированию общей авиации и регулированию транспорта.
Надо отметить, что авиация общего назначения государству нужна, и правоохранительные органы собираются уделять авиаторам- любителям особо пристальное внимание. Сейчас прокуратура завершает разработку предложений по внесению изменений в Уголовный кодекс об административных правонарушениях, которые точнее пропишут ответственность за нарушение требований воздушного законодательства. А тем, кто не выполнит требования воздушного законодательства, останется только летать на безлюдных российских просторах, таких, как Сибирь.