27.01.2005 04:00
Экономика

Что останется в "потребительской корзине"

В новой "потребительской корзине", возможно, останутся только продукты
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3683)
Читать на сайте RG.RU

- Насколько влияет этот закон на качество жизни россиян? Все равно, скажут многие, мы можем позволить себе ровно столько, сколько имеем в кошельках.

- Чтобы обосновать минимальный размер оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые устанавливаются на федеральном уровне, необходимо определить прожиточный минимум. А в основе этого социального норматива как раз и лежит стоимостная (то есть денежная) оценка потребительской корзины.

Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для оказания им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Так что прямо или косвенно этот закон касается большинства россиян.

- Проект нового федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" уже разработан и обсуждается в министерствах. Чем он отличается от старого?

- Во-первых, предложена новая продовольственная корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособных людей, пенсионеров и детей). Это более качественный набор продуктов питания, который предполагает большее количество белковых продуктов: мяса, молока, рыбы и яиц; а также - овощей и фруктов. И, наоборот, предусматривает меньшее потребление хлеба и картофеля. Во-вторых, непродовольственные товары и платные услуги в натуральном виде в законопроекте не предусмотрены.

Таким образом, в нем нет той потребительской корзины, к которой мы уже привыкли: то есть "минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности". Вместо нее предложены продовольственная корзина, а также доли расходов на непродовольственные товары и платные услуги. То есть это скорее законопроект не о потребительской корзине, а о величине минимальных доходов, необходимых для обеспечения минимальных потребительских расходов.

- А как это в деньгах может выглядеть?

- Например, по нынешней методике, общая величина минимальных доходов пенсионеров в декабре 2004 года составила 1880 рублей. Если же "считать по законопроекту", то продовольственная корзина пенсионеров потянула бы на 1008 рублей. А поскольку ее доля в потребительских расходах определена в 50,6 процента, то получается, что общая величина минимальных доходов должна быть не менее 1991 рубля. То есть на 5,9 процента больше.

По оценкам разработчиков, принятие этого законопроекта приведет к увеличению стоимостной величины минимального потребления в среднем на душу населения примерно на 4 процента по сравнению со стоимостной величиной нынешней потребительской корзины.

- И что в этом плохого?

- В принципе ничего. Однако, по нашим оценкам, такой рост будет зафиксирован только во время введения нового закона. Да и то, если доля расходов на питание будет определена за периоды, непосредственно предшествующие переходу на новый способ определения минимальных доходов. Затем стоимостная величина минимального потребления вновь начнет отставать от стоимостной величины минимальной потребительской корзины.

- Почему?

По структуре потребительской корзины видно, какие льготы в регионе заменили денежными выплатами, а какие - остаются в натуральном виде.

- Как я уже сказал, разработчики предлагают определять минимальные денежные доходы через фиксированный процент от стоимостной величины продовольственной корзины. Однако цены на продовольственные и непродовольственные товары, а также тарифы на услуги растут неодинаково. Это означает, что структура минимальных потребительских расходов постоянно изменяется. Судите сами: за 2001-2004 годы стоимость набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, выросла в 1,64 раза, а непродовольственных товаров - в 1,63 раза, услуг - в 3,4 раза. То есть все это время тарифы на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги для малоимущего населения растут значительно быстрее, чем цены на продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости. И, к сожалению, доля расходов на продукты питания у населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась не потому, что люди стали жить лучше, а в результате опережающего роста цен на платные услуги.

Так что если принять предложенную в законопроекте зафиксированную долю расходов на питание, то она довольно быстро перестанет соответствовать реальной жизни. А минимальные денежные доходы окажутся ниже, чем людям на самом деле необходимо для удовлетворения их минимальных потребностей. Вот и получается, что величина прожиточного минимума, определенная таким образом, будет искусственно занижаться.

Кроме того, отказ от определения потребительской корзины вообще означает пересмотр такого понятия, как "прожиточный минимум". Напомню, что в существующем законодательстве прожиточным минимумом является стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Из идеологии нового законопроекта вытекает, что прожиточный минимум

представляет собой другое понятие, а именно :"минимальные потребительские расходы, а также обязательные платежи и сборы". Таким образом, потребуется пересмотр всего законодательства о прожиточном минимуме.

Кстати, в 1992-1998 годах в нашей стране уже определяли прожиточный минимум, когда непродовольственные товары и услуги учитывались в процентах от его общей величины. И потребовалось немало усилий, чтобы отказаться от этого.

- Может быть, напрасно? В мировой практике тоже уже не "пляшут" от потребительской корзины.

- В некоторых странах действительно в адресные социальные программы включают граждан с доходами ниже определенной доли от принятой минимальной

продовольственной корзины. Но это является эффективным инструментом социальной политики только там, где на протяжении многих лет наблюдается низкий уровень инфляции. То есть для населения с низкими доходами потребительские цены и тарифы на услуги практически не растут.

Уровень инфляции в России сегодня хоть и не такой, какой был ранее, тем не менее остается достаточно высоким. А главное - он неодинаков в регионах, а также для разных групп товаров и услуг. И в ближайшие годы вряд ли станет низким (3-5 процентов за год). Зачем же еще раз наступать на старые грабли?

Кроме того, сейчас в России активно проводятся социальные реформы, которые приводят к изменению структуры расходов граждан. Из личных денежных доходов льготники теперь оплачивают, например, пользование телефоном и установку радиоточки. Растут и расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение.

- Что же вы предлагаете?

- На мой взгляд, во-первых, нельзя отказываться от потребительской корзины при определении прожиточного минимума. Однако ее необходимо обновить как в центре, так и в регионах. Здесь должны быть представлены такие модельные (отражающие наиболее характерные виды потребления) наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, в которых найдут отражение все принципиальные изменения в структуре потребительских расходов с учетом начавшихся социальных реформ и их региональных особенностей.

Во-вторых, надо предметно заняться изучением возможностей практического использования в нашей стране относительного метода определения бедности. Страны Восточной Европы, вступившие или готовящиеся к вступлению в Евросоюз, уже перешли на определение границы бедности как доли от среднедушевого дохода в стране. Однако наряду с абсолютным определением бедности считаем целесообразным определять и величину доходов, ниже которой материальные возможности граждан не позволяют им обеспечивать наиболее распространенный в стране уровень жизни. Вот тогда мы будем иметь полную картину и в плане статистики, и в плане реальной ситуации, в которой оказались наши люди.

- Однако с нового года отменена и обязательная экспертиза Федерального центра на проекты региональных законов о потребительских корзинах. Как же отслеживать все эти процессы?

- К сожалению, это может привести к утрате сопоставимости потребительских корзин, а следовательно, и уровней бедности в разных регионах нашей страны. Хотя, прямо скажем, такая экспертиза могла бы стать хорошим инструментом мониторинга реализации нового социального законодательства на местах. По структуре потребительской корзины сразу станет ясно, какие льготы в регионе заменили денежными выплатами, а какие - все еще остаются в натуральном виде. Но разговор об экспертизе возможен лишь в том случае, если новый закон о потребительской корзине не изменит в корне методику определения минимальных денежных доходов.

Предполагаемая продовольственная корзина
(на год для трудоспособного населения):

хлебных продуктов - по 137,7 кг, что составляет 88 % от нынешней нормы;
картофеля - по 107,6 кг (87 %);
овощей и бахчевых культур - по 97 кг (109 %);
фруктов - по 23 кг (136 %);
сахара и кондитерских изделий - по 22,2 кг (109 %);
мясопродуктов - по 37,2 кг (118 %);
рыбопродуктов - по 16 кг (117 %);
молока и молокопродуктов - по 238,2 кг (113 %);
яиц - по 200 штук (120 %);
масла и других жиров - по 13,8 кг (115 %).
То есть получается по 2418 ккал в сутки на одного человека.

Товары и цены Зарплата