Пивовары пытались всех убедить, что эти законы подкосят "наиболее динамично развивающуюся отрасль", которая без задержек дает казне огромные деньги. Это - с одной стороны. С другой - меняет алкогольную ориентацию российского населения, привыкшего хлестать водку.
Впрочем, производители пива традиционно болезненно реагируют на любые посягательства на свой бизнес, будь то ограничения рекламы или повышение акцизов. И дружно защищают свои интересы.
Итак, сказались ли прошлогодние законодательные инициативы на самочувствии пивного рынка? Как ни парадоксально, но "беспрецедентное", по словам пивоваров, давление со стороны госорганов никак не сказалось на их работе. Более того, 2004 год стал наиболее успешным за последние годы - 12,5 процента прироста. Таковы оценки Союза российских пивоваров . Абсолютный пивной рекорд, напомним, был в 1999 году, когда прирост составил аж 33 процента. После этого темпы роста ежегодно снижались, в 2003 году он снизился до минимального - 7,8 процента. И вот прошлый год, вопреки мрачным пророчествам, оказался вполне успешным. Эксперты полагают, что период бурного роста, резких взлетов и падений в отрасли закончился, начался период стабильности.
Крупнейшие игроки, которые делают погоду на рынке, похоже, совсем не пострадали. Почти все сработали с большими плюсами, а некоторые даже побили собственные рекорды. По оценкам экспертов, "антипивные" законы, если на что-то и повлияли, так это на мелких производителей, которым и раньше трудно было конкурировать с акулами пивного бизнеса, а теперь и вовсе проблематично продвинуть на рынок новый бренд.
Впрочем, для пивных баронов время для расслабления тоже еще не наступило. Хотя и отклонен законопроект "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе", но с повестки дня он не снят. В Госдуме создана специальная комиссия по его доводке "до ума", которая на днях уже провела первое заседание. Пока члены комиссии осторожничают, пытаются соблюсти баланс интересов, но... чем эта игра кончится - будет зависеть от того, чье лобби окажется сильнее.
Досье "РГ"
Какое пиво сегодня предпочитает среднестатистический россиянин? Во-первых, светлое. Оно составляет 96,3 процента всего выпитого пива. Во-вторых, не дорогое, но и не дешевое, а среднее по цене. В стеклянных бутылках - это в-третьих. По степени крепости предпочитает легкое и нормальное - это в-четвертых.