В 2004 году российские фильмы стали лидерами отечественного кинопроката. Так что пошли свои. Из них были отобраны лучшие.
Первый - главный павильон "Мосфильма", где снимали свои фильмы наши лучшие режиссеры - Бондарчук, Тарковский, Кончаловский, где прошел первый бал Наташи Ростовой, убран минималистски: строгий декор, зарешеченные лампы, экраны-трансформеры, на которых будут вспыхивать номинанты...
В зале члены Российской академии - цвет нашего кинематографа, а также 17 человек Европейской кинематографической академии: наша академия в прошлом году вошла в состав Европейской, присоединившись к 16 странам. (Накануне церемонии "Золотого орла" прошло заседание Европейской и Российской академий.) И в скором будущем европейский аналог "Оскара" будет вручаться в России.
В сопровождении шести охранников появляется Фрэнсис Форд Коппола - "бог мирового кинематографа" спустился на русскую землю. Его "обступили" фото- и тележурналисты. Коппола благосклонно сносит эту атаку в течение 15 минут.
Вспыхивает большой экран. На экране - кадры из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" - 80 лет назад фильм вышел на экраны страны и до сих пор в списках лучших фильмов всех времен и народов.
На сцене - Владимир Наумов, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, и Александр Соколов, министр культуры и массовых коммуникаций. Зачитывается приветствие президента России Владимира Путина: ..."Золотой орел", этот молодой, но уже признанный фестиваль, собрал ведущих российских мастеров экрана. Среди номинантов премии - замечательные режиссеры и актеры, операторы и художники, отмеченные и зрительскими симпатиями, и вниманием авторитетного жюри. Их творчество убедительно свидетельствует, что отечественное кино находится на подъеме и готово предложить новые интересные идеи...
Владимир Наумов:
- Все необычно в этой премии. Прежде всего само место, где происходит церемония. Вряд ли в мире есть другая премия, которая вручается там, где производят фильмы.
- Мотор! - скомандовал ведущий церемонии Никита Михалков.
На сцену вынесли первую статуэтку "Золотого орла". Изящная статуэтка - парящий золотой орел, мечта многих российских деятелей кино - изготовлена на знаменитой ювелирной фабрике в пригороде Мадрида.
Всего для церемонии было изготовлено 22 Орла. Золота ушло на всех - 18 кг. Три пера нижнего крыла покрыты эмалью цветов российского триколора.
Итак, Никита Михалков скомандовал: "Мотор!"
Зал притих. А Михалков представил номинацию "Женская роль второго плана". На победу в этой номинации претендовали актрисы Ирина Купченко ("Ночь светла"), Римма Маркова ("Ночной дозор"), Елена Яковлева ("Мой сводный брат Франкенштейн").
За Римму Маркову пришел поболеть ее внук Федор, ученик 4-го класса, хотя и сказал по секрету, что он поклонник "кино, после которого надо думать".
Но победила Елена Яковлева, сыгравшая хозяйку дома, в который нагрянул изувеченный чеченской войной "Франкенштейн".
"Лучшая мужская роль второго плана" досталась колоритному актеру, который из-за особенной внешности мог бы "застыть" на Тарасе Бульбе, - Богдану Ступке ("Водитель для Веры").
"Золотого орла" лучшему сценаристу вручал писатель Василий Аксенов. Автор сценария - это режиссер второго плана. А победителем стал не кто-нибудь, а сценарист фильма "Свои" Валентин Черных, обладатель "Оскара" за фильм "Москва слезам не верит".
Никита Михалков блестяще вел церемонию, не было пауз, накладок, скуки, все было сбалансировано и до мелочей продумано. Наконец мы научились делать шоу. Ведущий держал зал в напряжении, которое остроумно снимали Николай Фоменко и группа "УмаТурман" под музыку из фильма "Ночной дозор", пересказывая сюжеты пяти фильмов - претендентов на главную номинацию.
А сам Никита Михалков сорвал "браво!", выступив солистом вместе с Академическим кубанским казачьим хором, посвятив песню замечательному актеру Станиславу Любшину, который в фильме "Пять вечеров" искал слова этой самой песни и никак не мог найти.
Татьяна Михалкова, глава "Русского силуэта", напомнила публике в зале, как важен костюм в кино (хотя элегантно одетая публика толк в моде знала!), представила лучшего художника по костюмам Наталью Моневу ("Смерть Таирова"), а "Лучшая работа художника-постановщика" - у Владимира Аронина ("Папа").
На сцену под пронзительную музыку Эннио Морриконе вышел сам композитор (автор музыки к 500 фильмам таких режиссеров, как Серджо Леоне, Брайан ди Пальма, Пазолини...).
- Синьоры! Сегодня прекрасный праздник. Это и мой праздник. У меня нет слов. Я боюсь холодов, боюсь летать самолетами, у меня в Риме срочная работа, но я все бросил и прилетел к вам...
И из рук Эннио Морриконе создатели "Ночного дозора" получили "Орла" за лучшую работу звукорежиссера.
В номинации "Неигровое кино" обладателем "Орла" стал режиссер Георгий Натансон за фильм "Михаил Булгаков на Кавказе", хотя в этой номинации были и "Страсти по Марине", и "Я умер в детстве", который снял племянник Параджанова, - профессиональные и достойные ленты.
Василий Ливанов скрипучим голосом Шерлока Холмса представил "Лучший мультфильм" - "Щелкунчик" Татьяны Ильиной. Сегодня идет сращивание кино с мультипликацией, а "Щелкунчик" выдержал чистоту жанра.
...У каждой эпохи есть свои лица, и есть лица - как космос... Они становятся знаком страны, времени... Олицетворением уходящего времени и стал Евгений Самойлов, который и в 93 года продолжает выходить на сцену ("Золотой орел" за беззаветную службу искусству).
"Орел" за лучшую мужскую роль на телевидении присужден Сергею Безрукову ("Участок").
- В прошлом году мне не дали "Орла" за моего бандита, - сказал Сергей, - а в Год деревянного петуха я получил "Орла" за моего милиционера. Значит, "Золотой орел" служит закону и правосудию... (У Сергея Безрукова были русые волосы а-ля Есенин, актер заканчивает сниматься в фильме о Сергее Есенине и приступает к съемкам "Анны Карениной", где сыграет Вронского).
"Лучшая женская роль на ТВ" - у Валентины Талызиной ("Линии судьбы").
Впервые введена была новая номинация "Лучший мини-сериал" ("Это когда до восьми серий", - пояснил Владимир Меньшов). Им признан сериал "Честь имею!", а длинный "Лучший сериал" - "Участок".
Лучшего оператора Сергея Мачильского ("Свои") представляла кинодива Рената Литвинова с прической в стиле 30-х годов.
- Я бы этих операторов за непослушание прибила, - пожаловалась она, - но когда за его работу дают премию - все прощаешь... Правда, внутри себя я все лучшие премии уже получила.
"Лучшая женская роль в кино" - у молодой Алены Бабенко ("Водитель для Веры").
"Лучшая мужская роль в кино" - у Сергея Гармаша в фильме "Свои".
- "Орел" наш! - авторитетно заявил актер.
Блистательная Марина Неелова и Евгений Миронов назвали "Лучшего режиссера 2004 года" - Валерия Тодоровского, за которого "Орла" вышел получать Леонид Ярмольник, продюсер их совместного фильма "Мой сводный брат Франкенштейн".
- Я отправил Тодоровского в Майами на встречу с композитором. Мы начинаем работу над мюзиклом "Буги на костях". Удачное сотрудничество Ярмольника с Тодоровским получило развитие.
И вот подошел торжественный момент. Под кадры из фильмов Фрэнсиса Копполы "За вклад в мировое искусство" "Золотого орла" под овации в зале вручили обладателю пяти "Оскаров" - Фрэнсису Копполе.
Продюсер Первого канала Константин Эрнст вспомнил запись из дневника режиссера, которая подтверждает, что великий Бог оказывается таким же простым человеком. В 1977 году он писал: "Мои нервы враздрызге... Мое сердце мертво, но я хочу, как ребенок, чтобы кто-то пришел и спас меня..."
Фильм о Спасителе ("Страсти Христовы") признан лучшим зарубежным фильмом в российском прокате, а лучшим игровым фильмом - "72 метра" (режиссер - Владимир Хотиненко).
Музыку к фильму "72 метра" написал Эннио Морриконе. Она и названа лучшей.
- Меня пригласил Хотиненко, чтобы я написал музыку к его фильму. Музыка, рассказывающая о трагедии подлодки, должна быть многоплановая,- сказал Морриконе. - Я помню, как мы следили за тем, что происходило с подлодкой. Музыка звучит героическая, потому что эти люди - герои.
Многие в зале ждали, что победителем станет фильм "Свои", который лидировал в 10 номинациях. Но, видимо, учли, что фильм Д. Месхиева получил награду на Московском кинофестивале, откомментировал кинокритик Кирилл Разлогов...
- Это самый счастливый день в моей жизни, - сказал Владимир Хотиненко, - я не ожидал получить премию. Меня не было в Москве. Я не готовился. Я сейчас монтирую десятисерийный масштабный фильм "Гибель империи" о России. Вы видите, пришел в галстуке... И вдруг получил, да еще из рук самого Копполы - великого Бога кинематографии. Это фантастика... Я думал, что получают сегодня только те, кто в бабочках...
прямая речь |
Евгений Миронов,
актер:
- Я думаю, что награда - как победа, так и поражение - дает очень много. Те, кто в этом году не победил, они, может, получат больше награжденных. Потому что это стимул и внутренняя сила, которые дальше будут продвигать человека. А еще я желал бы нашим наградам, чтобы они влияли на судьбу, как это происходит отчасти на Западе, где у человека наутро меняется жизнь.
Дмитрий Месхиев,
режиссер:
- Церемония была блестящая, с большим количеством золотых дождиков. Я очень рад, что Валерий Тодоровский получил приз за лучшую режиссуру. Рад за Сергея Гармаша и его приз за лучшую мужскую роль. Рад за операторскую премию Сергея Мачильского. Очень рад призу Валентина Черных за лучший сценарий. Очень рад, что Валентина Талызина получила "Золотого орла" за "Линии судьбы". Ведь это ее первая премия.
Кирилл Серебрянников,
режиссер:
- Могу сказать, что редко, когда церемонии пролетают как миг. Обычно получается занудное, многозначительное и тягомотное действие. А тут было легко, и люди, которые это сделали, продемонстрировали прекрасное чувство ритма и вкуса. Все было обаятельно и по-хорошему субъективно. Глупо искать объективность в подобного рода премиях, но все было так здорово проведено, что можно простить все несовпадения с собственными ожиданиями, поскольку я болел за Месхиева.