01.02.2005 02:00
Экономика

Науке нужны бизнес-ангелы

Где взять деньги на становление инновационных предприятий
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская Бизнес-газета - : №0 (494)
Читать на сайте RG.RU

Но... для того чтобы вывести результаты научных и конструкторских изысканий на рынок, нужны деньги.

А с ними как раз туго. Не потому, что свободных или даже горячих денег в России нет. Просто, как признал в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" на венчурной ярмарке в Санкт-Петербурге министр образования и науки Андрей Фурсенко, до сих пор богатые люди находили для себя менее рискованные и в то же время высокодоходные сферы вложения капитала. Даже венчурные фонды, у истоков которых в России стоял сам господин Фурсенко, предпочитают пока финансировать компании не на этапе "Старт - ап", а тогда, когда речь идет уже о расширении хорошо зарекомендовавших себя на рынке фирм.

Заполнить "паузу" пытается государство, открыв программу "Старт", направленную именно на поддержку новых высокотехнологичных предприятий на этапе становления. Однако понятно, что несколько сотен малых предприятий по всей России, которые могут получить "на обзаведение" от государства максимум 150 тысяч долларов в течение трех лет, - это капля в море.

Так где же взять деньги остальным? Андрей Фурсенко в том же разговоре источник указал достаточно определенно - бизнес-ангелы. То есть богатые люди, на условиях анонимности и участия в управлении вкладывающие деньги, заработанные в других секторах бизнеса, в перспективные проекты. По его оценке, объем такого неафишируемого финансирования в России уже сейчас превышает в несколько раз суммарные капиталовложения венчурных фондов.

Понятие "бизнес-ангелы" появилось в Соединенных Штатах. Последнее десятилетие этот институт получил массовое развитие и в Европе. Хотя точное число людей, вкладывающих свои деньги в поддержку перспективных проектов на ранних стадиях развития, неизвестно по причине упомянутой анонимности инвестиций, эксперты оценивают количество активных бизнес-ангелов в Европе в 125 тысяч человек, а потенциальных - более миллиона. В одной Великобритании более 18 тысяч бизнес-ангелов ежегодно вкладывают порядка 500 миллионов фунтов (750 миллионов долларов) в 3,5 тысячи компаний.

Обычно подобным образом вкладывают свои деньги либо предприниматели, либо топ-менеджеры больших компаний. То есть люди, у которых свободные, не занятые в собственном производстве деньги есть, но в ограниченных размерах. Считается, что они инвестируют в развитие чужих компаний от 10 тысяч до миллиона долларов, что составляет обычно от 5 до 20 процентов имеющихся у них средств. Как правило, при этом инвесторы не претендуют на контрольный пакет акций финансируемой компании. Но хотят участвовать в управлении, дабы уменьшить риск капиталовложений и помочь компании быстрее развиваться. Обычно их доля составляет от 25 до 49 процентов.

Бизнес-ангелы вкладывают деньги для того, чтобы через 3-5 лет продать свою долю в компании по более высокой цене. Потому они заинтересованы в реинвестировании прибыли в развитие. Кроме того, эти люди привносят в компанию свой предпринимательский опыт и связи, чего у начинающих бизнесменов из научной среды изначально нет.

Наиболее известным примером успешных действий бизнес-ангелов в мире являются инвестиции в компанию "Эппл". Вложив в нее 91 тысячу долларов, инвестор получил 154 миллиона. В 26 миллионов превратились 100 тысяч, инвестированные Томасом Албергом в компанию "Амазон". В 42 миллиона фунтов - 4 тысячи (!), вложенные в "Боди шоп" Яном МакГлинном.

Столь же впечатляющих примеров по России привести пока не удается. Хотя, возможно, они и есть. Просто у нас подобные капиталовложения еще больше зашифрованы, чем на Западе. По мнению Андрея Фурсенко, частные инвестиции подобного рода составляют около 1 миллиарда долларов, то есть втрое превышают объемы инвестиций венчурных фондов. По оценкам директора Национальной сети бизнес-ангелов "Частный капитал" Дмитрия Княгинина, количество потенциальных бизнес-ангелов в стране - несколько десятков тысяч человек.

Однако опять приходится говорить "потенциально". Система бизнес-ангелов в нашей стране находится еще в более зародышевом состоянии, чем венчурные фонды. Дело в том, что из-за анонимности инвестиций их потенциальные потребители не знают, где искать своих ангелов, а люди с деньгами - куда стоит вкладывать. На Западе этот вопрос решается в первую очередь с помощью создания сетей бизнес-ангелов. То есть специальных посреднических организаций, которые осуществляют поиск и проводят предварительную экспертизу проектов, помогают начинающим предпринимателям их доработать (далеко не всегда те могут представить бизнес-планы, чаще это бывают инвестиционные меморандумы или краткие описания), а потом ищут им частного инвестора и сводят заинтересованные стороны между собой.

В России такие сети только начали создаваться. Практически, если судить по последней венчурной ярмарке, их всего две. Одна действует в Москве и Ростове-на-Дону и работает с проектами из разных регионов. Вторая расположена в Новосибирске и сосредоточила свое внимание на инновациях Сибирского федерального округа. Существует также Национальная сеть бизнес-ангелов, по сути, ассоциация региональных сетей. По словам ее директора Дмитрия Княгинина, в ближайшее время сети бизнес-ангелов начнут работу еще в нескольких городах. В Ростове, к примеру, профинансирована через сеть бизнес-ангелов одна компания. В Сибири производство продукции начало три малых предприятия. Один проект нашел своего инвестора через Национальную сеть бизнес-ангелов. Это высокотехнологичный проект на ранней стадии развития в сфере компьютерной электроники. Пока и все.

Что мешает развитию сетей бизнес-ангелов в России? По мнению директора исследовательского фонда предпринимательства "Бизнес Лаборатория" Александра Лазарева, главная проблема - непонимание желающими получить инвестиции закономерностей рыночных процессов. Это выражается в нежелании ученых составлять какие-либо бумаги и проводить презентации своих проектов, в отсутствии грамотно проработанных бизнес-планов, нежелании уступить менеджерские позиции. А главное, в завышении стоимость интеллектуальной собственности. "Мы так много сил вложили", - говорят ученые, забывая, что их идея уже лет пятнадцать не может претвориться в жизнь. То есть проблема не в отсутствии инвесторов, а в неготовности научного сообщества принимать реалии рыночных отношений.

Дмитрий Княгинин считает, что есть недоработки и в нормативной базе, на основе которой осуществляется работа по поддержке инноваций. К примеру, в России отсутствуют льготы по налогообложению для инвесторов, осуществляющих финансирование малых инновационных компаний. На Западе такое льготирование служит хорошим стимулом для таких инвестиций.

Сказывается и нехватка специалистов по управлению инновациями, в результате чего в стране мало компаний, осуществляющих профессиональное консультирование инноваторов. Наконец, на Западе почти все сети бизнес-ангелов дотируются государством.

И все же специалисты сходятся на том, что в России у бизнес-ангелов перспективы, может быть, даже лучше, чем у венчурных фондов. Во-первых, наши инновационные предприятия только начинают свою деятельность и нуждаются в небольших объемах финансовой поддержки. Во-вторых, в стране есть свободные деньги на руках у физических лиц, которые не горят большим желанием афишировать свои капиталовложения. Остается объяснить им, что можно делать анонимные инвестиции в передовые технологии и, разумеется, как это делать.

Юрий Звягин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Инвестиции Наука