01.02.2005 02:00
Власть

ЕврАзЭС претендует на роль объединителя Украины и России

События в Украине поставили крест на простых рецептах объединения постсоветских стран
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3687)
Читать на сайте RG.RU

Вакантное место объединителя теперь собирается занять Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Накануне очередного заседания интеграционного комитета этой организации генсек Григорий Рапота заявил, что готов подхватить выпавшее из рук товарищей знамя, втягивая в ЕврАзЭС Украину в той мере, в какой сочтут возможным сами украинцы.

Украина участвует в ЕврАзЭС лишь как наблюдатель, зато она была одним из столпов ЕЭП: ради нее, собственно, ЕЭП и задумали. Одно время ЕЭП показывал бурные темпы переговоров, и наблюдатели сочли, что дни прежнего проекта, ЕврАзЭС, сочтены. Но ЕЭП предполагает высочайшую степень интеграции экономик, что никогда не нравилось "прозападному" крылу украинских политиков, считающих, что с Россией надо дружить, а вот интегрироваться - с ЕС. Теперь это крыло и пришло к власти. Правда, ЕС пока выдал прохладные оценки перспектив членства Украины в Евросоюзе, но не похоже, чтобы г -н Ющенко готов "прогнуть" свою экономику под совместные интересы членов "проекта ЕЭП", России, Казахстана и Белоруссии. По крайней мере, так расценили российские наблюдатели его заявления в ходе визита в Москву.

Григорий Рапота тем не менее считает, что трагедии не произошло. По его словам, Ющенко повторил в Москве то, что говорил окружению прежнего президента, г-на Кучмы, сам Рапота: Украина - большая страна, которая может позволить себе иметь интересы и в России, и в Европе. "Легче иметь дело с государством, которое четко обозначает свои национальные интересы", - подчеркнул генсек ЕврАзЭС. Одновременно г-н Рапота озвучил "ересь", от которой прежде открещивались идеологи ЕЭП:

- Зона свободной торговли, уже созданная в ЕврАзЭС, - в интересах Украины, и смена руководства этой страны вряд ли повлияет на ее решение присоединиться к этой зоне. Сложнее со следующей ступенью, Таможенным союзом, и еще сложнее с интеграцией такого уровня, как Единое экономическое пространство. Все страны хотят вести дела с ЕС, и все желают вступить в ВТО. Если условия, на которых страны договорятся "внутри", будут сильно отличаться от таковых "снаружи", то либо все вступают в ВТО, но не смогут интегрироваться друг с другом, либо все интегрируются, но в ВТО не попадают.

При желании, заметил г-н Рапота, постсоветские страны могли бы начать решать вопросы создания Таможенного союза, но без ущерба присоединению к ВТО. Напомним, что прежде российская сторона отрицала какую-либо связь между интеграцией и перспективами попасть в ВТО, указывая, что Всемирная торговая организация не мешает своим членам заключать союзы. В ВТО, в свою очередь, указывали на нюанс - "своим членам": мол, вступайте и интегрируйтесь, как хотите.

- Уверен, что диалог с Украиной будет продолжаться, но его результат я предсказать не берусь, - признает г-н Рапота, имея в виду интеграцию по модели ЕЭП.

С точки зрения субординации "посторанжевая" ситуация выглядит так. Идеолога ЕЭП Виктора Христенко президент РФ назначил спецпредставителем по интеграции в СНГ. "Как человека с наибольшим опытом", - подчеркнул г-н Рапота. Однако документы по ЕЭП готовит организационно-оперативная группа, действующая под крылом ЕврАзЭС. К концу 2004 года группа подготовила 90 проектов. К середине года этот массив бумаг может вылиться в решение расширить зону свободной торговли ЕврАзЭС на пространство тех стран ЕЭП, которые не являются одновременно членами ЕврАзЭС. Более длинные перспективы не просматриваются.

Что же касается самого ЕврАзЭС, г-н Рапота полон оптимизма. Соглашение о строительстве в Таджикистане Сангтудинской ГЭС с участием России он считает в том числе своей заслугой. Теперь на предстоящем в Алма-Ате на этой неделе заседании стороны сосредоточатся на таможенных аспектах торговли электричеством - это ведь тоже товар. Речь пойдет также о торговле продуктами АПК, пограничном взаимодействии, унификации торговых режимов, тарифных льготах при торговле с третьими странами, о проблемах миграции и прочих "рутинных" вещах, вязким обсуждением которых ЕврАзЭС и снискала себе славу медленной организации. К слову, формальный регламент обсуждения самого бесспорного вопроса в ЕврАзЭС -1,5 года, а если споры есть - уж как получится.

Но ЕврАзЭС полон и масштабных планов. Как сообщил г-н Рапота, за год эксперты должны разобраться, как сделать так, чтобы государства Содружества зарабатывали бы на транзите товаров, курсирующих между богатой Европой и не менее богатой Юго-Восточной Азией. Пока через эту территорию следует менее процента грузов из 650-миллиардного (в долларах) товарооборота. Причины в принципе понятны: товарный состав по России и ее соседям из-за таможенных проволочек идет со средней скоростью 14 километров в час (вдвое медленней и без того медлительных океанских лайнеров), а российские и украинские таможенники досматривают 80 процентов контейнеров, тогда как во всем мире потрошат едва каждый десятый. Но удобство "евразийского коридора" (можно нагрузить вагон в Бельгии, и из него же выгрузить товар в Пекине, не думая о связках "материк-море") дает нам шанс погреть руки на этом неисчерпаемом ресурсе.

Итак, что же происходит? Свято место не оказалось совсем уж пусто. Когда политики постсоветских стран говорили, что интеграция нужна им как воздух, они, видимо, не очень-то лукавили. Но она оказалась нужнее азиатским странам (с которыми преимущественно и имеет дело ЕврАзЭС), геополитически запертым от внешнего мира Россией, нежели открытым на Запад Украине и даже Белоруссии. Этот факт вкупе с попытками совершить интеграцию резко и масштабно (девиз ЕЭП) оказался роковым для одних форм сотрудничества, но плодотворным для других. В целом наблюдается перегруппировка сил и изменение конфигураций. Если получится, та же Украина, особенно после провала быстрого вхождения в ЕС (что и будет), станет искать союза с другими постсоветскими странами, да она от этого и не отказывается. Если нет, это будет означать, что даже в этом, как ни парадоксально, сверхкомфортном для России сочетании союзников, наша страна уже не в состоянии стать ядром какого-либо объединения.

Досье "РГ"

ЕврАзЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) образовалось в 2000 году. Программа: все делаем постепенно. Сначала зона свободной торговли (она уже есть), потом по возможности Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Параллельно решаем текущие проблемы, от беженцев до строительства электростанций. 23 февраля 2003 года президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана объявили о решении сформировать Единое экономическое пространство. Идея: ЕврАзЭС действует неправильно, решая задачи постепенно, надо одновременно дать свободу движению товаров, услуг, капиталов и людей. После того как Украина настояла на "разноскоростном" вхождении в ЕЭП, преимущества этой модели свелись к нулю. ЕЭП критиковали и за то, что оно лишает страны-участники свободы в принятии важных экономических решений.

Внешняя политика Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Единое экономическое пространство (ЕЭП)