01.02.2005 03:00
Происшествия

Секты гуляют по стране

Расплодившиеся секты - не "новые религии", а способы грабежа
Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3687)
Читать на сайте RG.RU

Отдай что есть

Когда на пороге моего дома появилась давняя университетская подруга Татьяна П. с двумя детьми в странной одежде, сшитой из разноцветных шерстяных шалей, я опешила, но не удивилась: слышала, что она попала в какую-то секту. Живется Тане непросто. У нее двое детей, а муж в Португалии на заработках. Помогает, но негусто. Последний раз в Россию приезжал год назад.

Пока кормили на кухне Любу и Леву, Таня рассказала, с чего все началось:

- Пришли две женщины, сказали: "Ты существуешь в огромном напряжении, надо расслабиться. Не ты за все в ответе". И я подумала - это правда. Отдохнуть - вот все, чего я хочу.

Так Татьяна попала под "опеку" общественного движения "Моя голубка".

- И каков был первый взнос? - сразу спросила я.

- Я отдала семь тысяч рублей. Пока, - ответила Таня.

- Отнять деньги - основная задача сект, - объяснил мне психиатр городского психоневрологического диспансера Арташес Сааков, когда я рассказала ему про Таню. - Я ни разу не слышал, чтобы батюшка, раввин или муфтий потребовали у прихожанина его квартиру или сбережения. Догмы традиционных религий очень позитивны: работай, не воруй, сохраняй семью. Вожди сектантских течений хотят всего и сразу. А значит, у малочисленной паствы надо отнять максимум, даже последнее. Образованные люди нередко попадаются на элементарные приемы. Программисты и художники, сидя кружком вокруг какого-нибудь полуграмотного жулика, внимают сказкам о "кедровом могуществе" и "местах силы". Наверное, все мы по-детски ждем чуда.

Пчелиный царь

Однокомнатная городская квартира. На стенах - пучки засушенных трав, ветки деревьев, коряги. На одном из пней, заменяющих кресла, сидит высокий худощавый мужчина. Похоже, именно он здесь главный. Рядом женщина со смиренным видом, разливающая по чашкам душистую жидкость. Здесь с каждым человеком говорят на его языке. Пожилой женщине пообещали достать саженцы каких-то особых тюльпанов, а мне - научить медитировать.

На следующий день пришла к "стоеросовым братьям" без Татьяны, но с работником правоохранительных органов. Двери открыла давешняя скромная участница чайной церемонии. На пальчике поблескивает золотое колечко с камушком.

- Отдайте деньги, которые внесла Татьяна, - приказал милиционер.

"Повелитель пчел" внимательно осмотрел моего спутника и возражать не стал.

Когда я положила перед Таней ее деньги, сказала:

- Ты взрослый человек, тебе решать. Но детей на море отвези.

Татьяна мне больше не звонит.

- И не позвонит, наверное, - считает Арташес Сааков. - Для женщины, которая одна тащит детей, возможность разделить с кем-то ответственность или переложить ее на духовного наставника может оказаться определяющей. В своей практике я часто встречаю людей, которые полагают: "Мне никто не поможет. Наоборот, если на дороге будет лежать оголенный провод под током, все с интересом будут ждать, когда я на него наступлю". Такие настроения в обществе и толкают многих людей в лоно этих, с позволения сказать, "церквей". А в сектах они находят внешнее проявление доброты и участия, которое, впрочем, скоро перелицовывается в желание поживиться.

Надо идти к специалистам-медикам. Вытащат из этой ямы обязательно. Или к мудрому священнику. Ведь не так все это безобидно, как может показаться. Ну отнесла баба-дура деньги жуликам! Секта может посягнуть и на вашу жизнь. Ни для кого не секрет, что есть крайние течения, где совершаются запредельные обряды. Человека могут умело подвести к мысли, что он должен уйти.

Паутина

Весной прошлого года с Ворошиловского моста бросилась 17-летняя девочка Аня К. Ее вытащили из воды, спасли. Сейчас она учится в одном из ростовских вузов.

- Я тогда оставила маме записку: "Он очень ласковый, но не мой". Все подумали, что я от неразделенной любви прыгнула в реку, и даже нашли персонаж, о котором я могла бы так написать, - моего одноклассника. Но дело было совсем не в этом.

Группа подростков списалась в чате на одном из очень популярных молодежных сайтов. Админ (администратор сайта) разделил юных любителей виртуального общения на группы по городам: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Саратов, Екатеринбург...

Ростовских ребят оказалось пятнадцать человек.

- Админ говорил, что любит нас, - рассказывает Аня. - Постепенно в нашей переписке все чаще стали появляться рассуждения о двух мирах: Светлом и Сумрачном, и что кому-то надо стать проводником. Потом Админ приехал в Ростов и встретился с нами в реале. Ему лет тридцать, сказал, что он актер какого-то столичного театра. Пообещал, что у нас будет замечательная жизнь.

- Интернет - это дорога, которая может привести к храму, а может и в противоположную сторону, - утверждает монах Никодим, секретарь-референт Ростовской епархии. - Иллюзорный мир нередко становится для подростков более привлекательным, чем настоящий. Отсутствие у наших детей ориентации в духовном пространстве дает возможность одурачивать их "новым пастырям". Манипулятор остается недосягаемым для участников форумов и чатов, и только когда поймет, что аудитория подготовлена, появляется в реальности. Причем зло всегда прячется под маской добра, иначе оно было бы быстро распознано.

Админ собрал всех участников чата.

- Ребята, вам повезло, вы живете в особом месте. Здесь близко сходятся миры. Перешагнуть очень просто. Человек, который это сумеет, будет существовать в двух системах.

- То же самое он говорил и в Саратове. Я не прекращала переписываться с девочкой из этого города, хотя Админ запрещал, - вступает в разговор еще одна "чатланка", которой, по-видимому, нет еще и пятнадцати. - А потом Анька прыгнула с моста.

- В реальной жизни Админ для ребят из чата авторитет, обладающий неограниченной властью над неокрепшими умами, - продолжает монах Никодим. - Кибер-проповедник способен на любые поступки, может причинять боль, горе. Ведь он неуловим, а значит, безнаказан. Чтобы защитить наших детей от таких мошенников, надо прививать с малых лет способность распознавать зло, чувствовать "обманку". Здесь необходимо объединение усилий и церкви, и государства.

Девочки не рассказывают о том, что происходило в гостиничном номере Админа, где он поодиночке разговаривал со всеми. Но именно после этого разговора Аня стала думать, что она проводник. Записку написала о московском госте, как объяснила частному психиатру, которого с тех пор приглашают к ней родители. Психологически Аня все еще очень неустойчива.

Надо сказать, что один из пап девочек не пощадил физиономии Админа, после чего тот сдал билет на поезд и уехал из города автобусом. На автобусном квитке нет паспортных данных и фамилии пассажира.

комментарии

Виталий Брежнев,
специалист по связям с религиозными объединениями администрации Ростовской области:

- Мы уже выработали законы, обеспечивающие свободу вероисповедания, но правовых норм, защищающих граждан от огромного числа жуликов, действующих на этой ниве, пока нет. С юридической точки зрения дееспособный человек имеет право отписать квартиру, отдать деньги кому угодно. Привлечь мошенников к ответственности очень трудно, потому что пострадавший убежден, что хоть теперь он и ночует на вокзале, но жилье свое отдал на правое дело. Пока известны только два способа "извлечения" человека из секты: радикальный, когда родственники просто увозят близкого человека подальше и происходит то, что мы называем декодированием, и второй способ, когда обращаются к психиатру.

Ирина Черемисина,
помощница настоятеля по миссионерской работе Свято-Александринского епархиального подворья:

- К нам постоянно обращаются за помощью люди. Зависимость от сект стоит в ряду таких же патологий, как наркомания и алкоголизм. Я считаю, что главная наша беда - полузнание. Сейчас в школах вводятся "Основы религии". Это очень полезно. Мы провели исследование и выяснили, что около 80 процентов детей из вполне благополучных семей думают о смерти. Мотив: "Я никому не нужен". Духовный вакуум заполняется недобросовестными и часто просто душевнобольными людьми, которые лепят из детского, да и из взрослого сознания все, что угодно. Обращайтесь к врачам, к священникам, но не оставляйте людей один на один с этой бедой.

Джафар Бикмаев,
председатель Центрального духовного управления мусульман Ростовской области:

- Я с тревогой наблюдаю за тем, как распространяются различные учения, ничего общего не имеющие с духовностью. В результате - полное моральное разложение новых адептов, зачастую потеря здоровья. Свобода вероисповедания - огромное достижение нашего времени, но свобода - не значит анархия. Когда вижу, как последователи каких-нибудь очередных "пророков" отдают в дома престарелых своих родителей, сами остаются без жилья и средств к существованию, я думаю, что это не новые религии, а просто способы грабежа.

Криминал Религия Ростовская область Юг России