03.02.2005 03:15
Происшествия

Депутаты разрешили журналистам писать о терроризме

Насколько это возможно в условиях борьбы с терроризмом
Текст:  Екатерина Надрова Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3689)
Читать на сайте RG.RU

До сих пор для того, чтобы использовать армейскую технику во время контртеррористической операции, требовался приказ министра обороны. Но, по словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, "Вооруженные Силы располагают теми средствами, которые могут сохранить жизнь сотрудников внутренних органов, на плечи которых ложится основная нагрузка при проведении антитеррористических операций", поэтому признать законность использования этих средств было необходимо.

Уточняет условия участия армии в борьбе с терроризмом законопроект "О противодействии терроризму", который Дума планирует рассмотреть в феврале. К этому законопроекту поступило около 150 поправок. Немало замечаний к документу сделано президентом России. Владимир Путин внес в законопроект поправки, касающиеся деятельности средств массовой информации в рамках режима террористической опасности. Эти поправки очень важны, по мнению Бориса Грызлова. "Президент совершенно правильно ставит вопрос, что нельзя ограничивать действия СМИ", так как полная информация будет способствовать активизации граждан в противодействии терроризму. Но во время контртеррористической операции пресса должна действовать более осторожно, чтобы не мешать ее проведению.

Мнение спикера разделяет и другой автор законопроекта "О противодействии терроризму" - председатель думского Комитета по безопасности Владимир Васильев. Комментируя поступившие поправки, он сказал, что, действительно, право на полную и объективную информацию у российских граждан должно быть сохранено и при режиме террористической опасности. И поэтому "нельзя ставить вопрос об ограничении действий средств массовой информации" на это время. Наоборот, "журналисты должны донести всю информацию до населения". Васильев заметил, что не надо при этом бояться, что кто-то, получив сведения, "начнет паниковать". Наоборот, если научить власть работать с информированным населением, можно поднять "безопасность людей на более высокий уровень", сказал он.

Однако если с помощью режима опасности не удается предотвратить теракт и требуется контртеррористическая операция, когда надо действовать оперативно и эффективно, когда всю "бездну ответственности за ее ход и результаты берет на себя один человек", действия всех остальных должны быть "четко и жестко ограничены". Пресса не должна быть исключением. Между тем президент в своем письме в Госдуму прямо говорит, что статью 29, где вводятся ограничения на доступ представителей массовой информации в зону контртеррористической операции, а ее руководителю дается право определять объем информации, представляемой СМИ, следует исключить из законопроекта.

Между тем

Эта же тема обсуждалась на открывшейся вчера конференции "Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире", которая проходит в стенах факультета журналистики МГУ.

- Журналистика приобрела огромное чувство вины перед обществом, которую придется как-то искупать, - заявил председатель Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, комментируя освещение бесланских событий в электронных СМИ.

Он, как и декан журфака Ясен Засурский и главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, назвал трагедию в Беслане главным событием прошлого года не только в жизни российского общества, но и в деятельности СМИ. По мнению Алексея Венедиктова, в сознании многих журналистов сидит советская болезнь "перестраховки", она мешает объективности.

Журналистское сообщество тщательно и ответственно пытается выработать профессиональную этику, а она, как известно, эффективнее, чем законодательные ограничения.

Антитеррор СМИ и соцсети Госдума МГУ им. Ломоносова